Коррупция побеждает закон?

18 лет назад, 27 июня 1996 года, Парламент Республики Молдова принял Закон о борьбе с коррупцией и протекционизмом. Два года спустя, в декабре 2004 года были утверждены Национальная стратегия и План действий по реализации Национальной стратегии по предотвращению коррупции и борьбе с ней. Однако коррупции у нас не стало меньше, и госструктуры не справляются с ситуацией. Коррупция стала самым серьезным социальным явлением, а борьба с ней – первой темой в переговорах о вступлении Молдовы в ЕС.

Галина Бостан, председатель Центра анализа и предотвращения коррупции

Коррупция в Молдове есть везде, потому что недостаточно политической воли. Власти не работают. Их работа сосредоточена на коррупции, которая была, на расследовании коррупционных дел прежних правительств, но на самом деле борьба с коррупцией должна вестись там, где правят, где происходит акт принятия решений. Большая проблема в том, что нет контроля за исполнением законов, в том числе парламентского. Если бы он был, то все разрешилось бы само собой, потому что у нас есть для этого вся необходимая правовая база, но никто не работает, и нет контроля за исполнением законов. А если нет контроля, то нет и результата. Сколько публичных слушаний провел Парламент по вопросам, связанным с коррупцией? Возможно, переговоры о вступлении под контролем ЕС что-то изменят. Если будет какое-то давление со стороны, то возможно, власти возьмутся за дело, потому что работы очень много.

Александр Слусарь, бывший депутат, политик

В нашей стране в борьбе с коррупцией всегда побеждает коррупция.., потому что у правительства нет системного подхода к этой проблеме. Прежде всего необходима реформа судебной системы. Борьба с коррупцией невозможна без реформы судебной системы. У нас этого не произошло. Мы чемпионы мира, когда дело касается стратегии, но когда дело доходит до реформы правосудия, мы застреваем. Все сводится к заявлениям. Мы надеемся, что то, что начинаются переговоры о вступлении, в ходе которых также будет обсуждаться борьба с коррупцией, положительно повлияет на ситуацию. Раз у нас нет внутренней политической воли, возможно, под внешним давлением дело будет двигаться лучше. Есть пример Румынии, и мы знаем, какой была Румыния до вступления и что произошло потом. Это было нелегко, но это произошло.

Илья Киртоакэ, исполнительный директор Центра юридических ресурсов Молдовы

Коррупция есть и она постоянно принимает новые формы, адаптируясь к мерам, принимаемым для борьбы с ней. Эффективный ответ на коррупцию заключается не только в хороших законах, но и в добросовестных людях, которые будут их применять. Любой, кто занимает высокую государственную должность, должен проходить строгие фильтры добросовестности. Власти внедрили несколько таких фильтров (проверку vetting), но этого недостаточно. Без них любой закон или стратегия рискуют оказаться неэффективными перед лицом коррумпированной системы. Борьба с коррупцией должна быть согласованной и постоянной, включая не только законодательство и учреждения, но и изменение менталитета и культуры на всех уровнях общества. Только при целостном и комплексном подходе мы можем надеяться на сокращение коррупции и на создание функционирующего и полноценного правового государства. Здесь также важна сила примера: если на ключевых должностях будут правильные и честные люди, мы можем создать организационную культуру, основанную на неподкупности и ответственности, которая препятствует коррупции и способствует прозрачности и профессиональной этике.

Вячеслав Ионицэ, экономический эксперт

Сопротивление системы очень велико. Все идет очень тяжело. У нас очень слабое законодательство и законы, которые сами порождают коррупцию. Свежий пример – новый закон о налоговой монополии. Видно, что за ним стоит акт коррупции. У нас слабые учреждения, и нам не хватает свободных, функциональных и активных СМИ в борьбе с коррупцией и учреждений, которые реагируют на то, что пишут СМИ. Здесь у нас большая проблема. В последние годы из-за нежелания расстраивать хороших людей у власти, потому что они «наши», можно заметить сокращение количества расследований в СМИ, связанных с коррупцией в правительстве. Есть НЦБК, есть Антикоррупционная прокуратура, но нет политического класса, который хотел бы бороться с коррупцией, и есть общество, слишком слабое, чтобы оказывать давление на политический класс для борьбы с коррупцией. В нашей стране политики не боятся общества, но боятся давления извне. Только так что-то происходит.

 Для подтверждения, Петру ГРОЗАВУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -