23 июня 2024 года в городах Дербент и Махачкала, расположенных в республике Дагестан в России, произошли нападения на церковь, синагоги и полицию. В результате были убиты пятеро нападавших, шестнадцать полицейских и четверо гражданских.
Нападения носили скоординированный характер. Сообщения о стрельбе в Дербенте начали поступать после 18:00 по местному времени, сообщает издание “Кавказский узел” . По данным МВД Дагестана, неизвестные обстреляли церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В результате нападения погиб 66-летний православный священник Николай Котельников и охранник. Нападение произошло в праздник Святой Троицы.
Российский еврейский конгресс сообщил, что нападение на синагогу в Дербенте произошло около 17:50, за 40 минут до вечерней молитвы. В Махачкале также была атакована синагога, на её воротах оставлены надписи с указаниями на аяты Корана: “2:120” и “8:39”. Переводы этих аятов говорят о неприятии иудеев и христиан и призывают к борьбе.
В синагоге в Дербенте начался сильный пожар. В Махачкале, на улице Ермошкина, обстреляли пост ДПС, где началась перестрелка. На этой улице также находятся церковь и синагога.
Возле церкви в Махачкале, где скрывались 19 человек, произошла ожесточённая перестрелка. По данным МВД, в результате погиб один полицейский и ещё шестеро были ранены.
Около 22:00 неизвестные обстреляли машину с полицейскими в центре села Сергокала, в результате чего пострадал один сотрудник МВД.
Вечером в соцсетях появилось множество видеороликов о событиях, снятых как простыми гражданами, так и силовиками. Позже нападавших заблокировали в одном из зданий около ресторана “Хаял” в Дербенте, примерно в 500 метрах от Покровской церкви.
25 июня в больнице умер полицейский, участвовавший в отражении нападения боевиков. Таким образом общее количество погибших силовиков и мирных жителей достигло 21.
Несмотря на то, что российские власти озвучивают привычную версию – за терактом стоят украинские спецслужбы, нельзя не обратить внимание на социальный состав нападавших.
В нападениях приняли участие два сына и племянники главы Сергокалинского района Магомеда Омарова, члена партии “Единая Россия”. Али Закаригаев, который выдвигался в депутаты парламента Дагестана от партии «Справедливая Россия — За правду» (партия, в которой одну из ключевых ролей играет яростный сторонник войны в Украине Захар Прилепин) и возглавлял её районное отделение. И бывший боец ММА и ученик Абдулманапа Нурмагомедова Гаджимурад Кагиров.
Эксперты из Института изучения войны (ISW) считают, что теракт в Дагестане мог организовать террористическая организация “Вилаят Кавказ”. Аналитики заметили, что 23 июня группировка “Вилаят Хорасан”, которая, возможно, организовала недавний теракт в “Крокус Сити Холл” в Москве, опубликовала заявление с похвалой “своим братьям с Кавказа”.
Вилаят — это административная единица в некоторых мусульманских странах. По этому принципу ИГИЛ создавало свои филиалы, называя их по регионам. Большинство активных сторонников ИГИЛ находятся в Сирии, Ираке и Ливии. Но также есть группировки в других странах, например, “Вилаят аль-Джазаир” в Алжире, “Вилаят Синай” в Египте, и вилаяты в Нигерии и на Аравийском полуострове.
Таким образом получается, что в нападениях принимали участие люди, причастные к политическому истеблишменту Дагестана и они связаны с международными экстремистскими организациями, несмотря на то, что регион уже много лет находится под пристальным вниманием российских спецслужб.
Политолог Аббас Галлямов считает, что теракт – свидетельство архаизации дагестанского общества : “Государство само создает к этому предпосылки, оно не способствует модернизации общества, оно архаизирует общество, а исламизм это одна из форм архаики”, – сказал он в интервью DW.
Женя Снежкина, Медиасеть Перекрытая улица в Махачкале во время теракта. Фото: Спутник / Imago Images / SNA / Scanpix / LETA