Бывший генеральный прокурор Валериу Балабан выступил с заявлением после того, как его оправдали по делу, в котором он обвинялся в превышении должностных полномочий. Он утверждает, что дело было «сфабриковано по заказу в период захваченного государства».
В своем посте на Facebook Валериу Балабан, которого обвиняли в превышении должностных полномочий при покупке здания для прокуратуры по завышенной цене и в заключении контракта на реконструкцию с серьезными отклонениями от закона, заявляет о своей невиновности.
«После 7 лет преследования в лучших традициях захваченного государства, 120 дней из которых я провел в заключении, сегодня (в понедельник, 27 мая, — прим. ред.) я был оправдан по всем обвинениям и реабилитирован. Приговор был вынесен Кишиневским судом сектора Буюканы, после более чем 100 слушаний, 29 из которых были отложены под различными предлогами антикоррупционными прокурорами. (…) С помощью доказательств я доказал обратное. Но самое любопытное, что именно в этом здании на улице Александру чел Бун, 100, находится вожделенный офис нынешней Антикоррупционной прокуратуры, стоимость которого в настоящее время десятикратно выросла. И это может подтвердить любой независимый оценщик.
Настаивать на наличии материального ущерба при покупке и реконструкции этого здания равносильно непрофессионализму прокуратуры и тех, кто втянут в эту грязную игру (…). Хочу успокоить авторов, сценаристов и исполнителей этого фарса. Жизнь круче любого фильма, и каждый пожинает то, что посеял. На этом пути я хочу поблагодарить всех сторонников и тех, кто верил в мою невиновность и поддерживал меня. Это был жизненный урок, из которого я узнал, кто на самом деле мои друзья и на кого можно положиться в жизни (…)», — заявил Валериу Балабан.
27 мая бывший генеральный прокурор Валериу Балабан был оправдан по делу, в котором его обвиняли в превышении должностных полномочий при покупке здания для прокуратуры по завышенной цене и заключении контракта на реконструкцию с серьезными отклонениями от закона. Приговор вынесла судья Лилия Лупашко из Кишиневского суда сектора Буюканы. «Деяние не соответствует составу преступления», — заключила судья.
Здание прокуратуры куплено за 9 млн леев при реальной цене в 2,5 млн леев
В 2017 году Генеральная прокуратура сообщила, что бывший генеральный прокурор Валериу Балабан в 2005 году распорядился приобрести недостроенное здание на улице Александру чел Бун, 100, по цене 9 млн леев, хотя реальная цена, согласно последней оценке, составляла чуть более 2,5 млн леев.
Генпрокуратура утверждает, что сделка состоялась в отсутствие публичного тендера и при отсутствии надлежащим образом проверенной и утвержденной проектной документации. Кроме того, в ведомстве заявили, что после покупки, в отсутствие утвержденного проекта реконструкции и оценки работ, члены тендерной группы, созданной по распоряжению Балабана, назначили генеральным подрядчиком реконструкции экономического агента. Затем Балабан подписал контракт с подрядчиком, игнорируя законодательные нормы, так что в общей сложности из государственного бюджета было выплачено более 18,8 млн леев, а здание до сих пор не завершено.
«Более того, экономический агент втянул Генпрокуратуру в гражданский процесс, требуя взыскать со счета учреждения более 6 млн леев за якобы выполненные, но неоплаченные работы. Фактически обстоятельства, связанные с гражданским спором, послужили основанием для возбуждения расследования и уголовного преследования», — заявляют прокуроры.
Счетная палата о нарушениях, выявленных с 2007 по 2010 годы: «28,3 млн леев были выделены на приобретение и ремонт недостроенного здания»
Счетная палата Молдовы заговорила о нарушениях еще в 2010 году. Так, в отчете об аудите 2009 года и использовании публичных средств в 2007-2008 годах в Генпрокуратуре аудиторы установили, что в 2005-2009 годах из государственного бюджета, со счета капитальных инвестиций, было выделено 28,3 млн леев на приобретение и реконструкцию недостроенного здания по адресу улица Александру чел Бун, 100.
Тогда Счетная палата установила, что Генпрокуратура, в нарушение положений Закона о качестве в строительстве, «не обеспечила осуществление инвестиций в реконструкцию недостроенного здания путем соблюдения требований к качеству строительства и что процесс закупки, экспертизы и проектирования, определения подрядчика для выполнения работ по реконструкции недостроенного здания, приобретенного для Генпрокуратуры, был осуществлен с ошибками и трудностями, что негативно повлияло на использование бюджетных средств».
Счетная палата также установила, что подрядные работы по реконструкции были проведены с нарушением закона, в отсутствие проектной документации, сопровождаемой утвержденными и надлежащим образом оцененными сметами. Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что «работы по реконструкции, сносу и укреплению здания также были начаты не по правилам, в отсутствие сметной и проектной документации, сопровождаемой расчетами, утвержденными и прошедшими экспертизу в установленном порядке, в нарушение законодательной базы, регулирующей государственные закупки». В отчете Счетной палаты также отмечается, что впервые по данному вопросу учреждение вынесло заключение еще в 2007 году.
Фото: Valeriu Balaban/Facebook