Внимание общественности привлекло событие, произошедшее в минувшее воскресенье в Москве, когда осужденный Илан Шор объявил о формировании избирательного блока, в который вошли несколько анонимных партий, возглавляемых людьми, никак не связанными с политикой, которые он и так контролировал. Итак, цель была достигнута. Впервые в недавней истории политики Молдовы о создании политического альянса было объявлено из другой страны, и его цель была озвучена яснее, чем когда-либо: «Дружба, сотрудничество и партнерство с Российской Федерацией». Итак, эту тему вроде бы обсуждали много раз, и вывод был ясен: Москва делает ставку на Шора, раскрывая свои карты, чтобы захватить власть в Кишиневе в ближайшие годы.
Но событие в Москве и прямые заявления Шора и России по этому поводу наводят меня на мысль, что нам расставляют ловушку и что на самом деле то, что произошло в Москве, – лишь маневр, призванный довести до истерики и еще больше разделить общество. При этом ставка России в захвате Кишиневского правительства – это не Илан Шор, который, как известно Москве, всего лишь оппортунист, желающий прежде всего спасти свою шкуру. Речь идет о судимостях за кражу миллиарда и о богатстве, которое в основном нажил его отец. Подобно тому, как Шор использует Россию, чтобы не попасть в тюрьму, Россия использует Илана Шора, чтобы завладеть Молдовой, но через других людей.
Почему я так думаю? Опросы показывают, что большинство граждан Молдовы хотят вступить в Евросоюз. И большинство опросов показывают, что Шор со всеми своими партиями не наберет и 10% на следующих парламентских выборах. К тому же, история показала, что все политформирования, которые объявляли себя пророссийскими на выборах, потерпели неудачу (например, в 2014 году Избирательный блок «Выбор Молдовы – Таможенный союз» набрал всего 3,45% голосов). А еще, особенно из-за войны уже «не модно» быть за Россию. И причин может быть еще больше. Да, у нас в Молдове есть ярые пророссийские избиратели, но они никогда не смогут получить большинство в Парламенте, громко крича, что они с Россией. Никогда. Шор и Россия это прекрасно знают. Если бы они этого не знали, то мы имели бы дело с любителями в политике и в российских спецслужбах.
Я считаю, что мероприятие в Москве и последующие заявления Шора о федерализации Республики Молдова для решения «приднестровского вопроса и сложных отношений между Кишиневом и Гагаузией» являются скорее страшилкой и явно хорошо подготовленной стратегией. Но если внимательно проследить за тем, что было после событий в Москве и после заявлений Шора, то картина становится гораздо яснее. И из этого вытекает реальная ставка Москвы на Молдову.
Тактика кажется простой. Пока Шора демонизируют, в том числе избиратели, которые не обязательно проевропейски настроены, Москва предложит альтернативы. На этот раз они будут хорошо замаскированы и в ближайшие годы не будут говорить ничего хорошего о путинской России, но будут стараться максимально избегать этой темы во всех своих выступлениях.
После событий в Москве одним из первых это прокомментировал экс-премьер-министр Ион Кику, который занимал эту должность, когда президентом был Игорь Додон. И его сообщение, за которым последовали сообщения группы троллей, было своевременным: «Шор собрал свою группировку в Москве. Санду собрала свою в Америке. Все хотят для нас лучшего, как в Украине», – написал Кику, намекая на то, что Шор и Санду хотят, чтобы в Молдове началась война.
Что из этого вытекает? Что Ион Кику ставит в один ряд Шора, осужденного по делу о «банковской краже», который запускает проекты из путинской России, страны-агрессора в Украине, без всякой причины убивающей тысячи украинских детей, женщин и мужчин, и Майю Санду, которая осудила войну и за последние годы открыла Республике Молдова путь в Европейский союз. Но этот текст не об этом. Что Кику хочет нам сказать? Что люди должны выбирать середину. То есть его. И не только его. О том, какова середина, нам расскажет практически в унисон человек, который сделал Кику премьер-министром, сторонник России Игорь Додон.
Пока Шор был звездой в Москве, Додон, тоже участник этой картины, был на Афоне. Он говорил, что будет молиться там «за Молдову, чтобы в стране был мир и нормальность». Но он забыл высказаться об открытых отношениях Шора и Москвы.
В то же время бывший пророссийский президент, который сам написал свое имя «Кремлинович» для общения с российскими агентами, заявил, что начинает «кампанию по продвижению идеи о том, что национальные интересы Молдовы должны быть главным приоритетом в молдавской политике. Не иностранные интересы, не интересы других стран (не будем уточнять), а национальные интересы Молдовы». Ни слова о России. Только о «национальных интересах» и бойкоте референдума по евроинтеграции или голосовании против него на плебисците 20 октября.
Бывшая башкан Гагаузии Ирина Влах занялась политикой, пытаясь убедить нас, что «в наших силах быть с Россией!», а сама объявила себя сторонницей Европы. Она также сделала вид, что не заметила событий и заявлений из Москвы и в это время кричала, где могла, что «Молдове нужен мир», хотя все в правительстве говорят об этом уже около двух лет. Она также направила президенту открытые письма, в которых рассказала о выдуманных опасностях и перечислила десятки фейков.
В это же время «проевропеец» Ион Чебан, мэр столицы, бывший пресс-секретарь Додона в Аппарате президента и тот, кто в 2014 году протестовал в Брюсселе против Соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, был в Берлине, столице Германии, и не сказал ни слова о событиях в Москве. Чебан пафосно позировал перед Парламентом Германии и сказал, что собирается провести «несколько встреч» в столице одного из столпов Евросоюза.
Также в этот период на передаче, на которую за последний год были приглашены всякого рода мелкие пропагандисты, Тудор Ульяновский объявил о своей кандидатуре на должность президента Молдовы. Он бывший министр иностранных дел и европейской интеграции и занимал эту должность в Правительстве Филипа, когда главой государства был Игорь Додон. А Телеграм-каналы и сайты, которые его поддерживают, прямо представляли его как «альтернативу».
Именно они, а также другие мнимые унионисты или замаскированные проевропейцы, которых пока не замечают, являются реальной ставкой Москвы на следующих президентских, а особенно парламентских выборах в Республике Молдова. Они пытаются дистанцироваться от своего прошлого с помощью манипулятивных речей, выдавая себя за людей, которые ставят «национальные интересы» на первое место, и именно они представляют самую большую опасность для этой страны и народа. На них рассчитывает Россия. Шор – всего лишь пешка, которая России не интересна. Он здесь только для того, чтобы наводить суету.
Поэтому когда вы обвиняете Шора в желании отдать Республику Молдова России, будьте осторожны с тем, кого вы в конце концов поддержите, и кто на самом деле действует в «национальных интересах» Республики Молдова. Как всегда, «дьявол кроется в мелочах».
Виктор МОШНЯГ