Во вторник, 17 октября, Министерство юстиции распространило один за другим два пресс-релиза. Первый «Mолдова и Беларусь – сотрудничество в области юридической информации», а второй «Азербайджан – пример передовой судебной практики».
Зная, что Молдова является ассоциированной с ЕС, я подумала, что это неудачная шутка, или какая-то ложная информация. Я подумала, что возможно кто-то взломал электронную почту или веб-страницу Министерства юстиции. Проверила еще раз, и обнаружила, что эти пресс-релизы, с хвалебными заголовками, были действительно распространены Министерством юстиции Молдовы и представляют собой мнение руководства учреждения.
Первое предложение о сотрудничестве с Беларусью звучит следующим образом: «Центр правовой информации (ЦПИ), подведомственный Министерству юстиции, заключил недавно соглашение о сотрудничестве с аналогичным учреждением из Беларуси, подведомственным администрации президента этого государства». Как вы думаете, какое это правосудие, подчиненное президенту? И какому президенту. Александр Лукашенко руководит Беларусью с 1994 года, в течение 23 лет, названный последним диктатором Европы, он отправил в тюрьму своих оппонентов, некоторые из них умерли в заключении или исчезли при подозрительных обстоятельствах. Беларусь является единственным государством в Европе, где применяется и смертная казнь. Беларусь является единственным государством в Европе, где арестованы журналисты и активисты, и все эти аресты основаны на решениях судебных инстанций, подчиненных президенту Лукашенко. Беларусь является единственным государством бывшего советского блока, которое не является членом Совета Европы, а следовательно и ЕСПЧ, таким образом людям, (не)довольным правосудием диктатора, некуда жаловаться.
«Кровавая реальность юридической системы Беларуси запятнала Европу» – заголовок новости о том, что эксперты ООН обеспокоены произволом юстиции в Беларуси. Зачем ассоциированному члену ЕС, который обязуется проводить реформы в соответствии с самыми передовыми демократическими стандартами, начинать сотрудничество с окрашенной кровью судебной системой?
«Хорошие практики» Азербайджана тоже не могут быть объяснены в контексте проевропейского стремления Республики Молдова. В пресс-релизе Европейской комиссии об эффективности правосудия (ЕСЭП), мы узнаем, что по просьбе министра Чеботарь, «принимая во внимание интересы молдавских властей к последнему опыту азербайджанской юстиции, которая внедрила современную инфраструктуру в судах», делегация азербайджанских судей приехала в Кишинев, чтобы поделиться с молдавскими партнерами «лучшими практиками».
Азербайджан считается одним из самых репрессивных государств по отношению к журналистам и активистам, и в настоящее время в азербайджанских тюрьмах находятся около 130 журналистов и представителей неправительственных организаций. Я еще раз внимательно изучила недавний случай с осуждением и арестом известной журналистки Хадиджи Исмаиловой, символа мужества и журналистского расследования, женщины, которую преследовали в течение многих лет за расследования большой коррупции в Азербайджане. Одно из серьезных нарушений ее прав в суде связано именно с современной инфраструктурой, финансируемой Всемирным банком. «В некоторых залах суда есть металлические клетки, которые были расценены как бесчеловечные, потому что люди чувствуют себя в них как животные. Я находилась в одной из таких клеток. Может бесчеловечно сидеть в таких клетках, но, по крайней мере, оттуда я могла говорить. В новых стеклянных кабинах меня никто не слышал, потому что судья закрывал микрофон всякий раз, когда я критиковала правительство. Таким образом, я чувствовала себя в этой кабине немой как рыба. Когда мы пожаловались, представители суда сказали, что это мировой стандарт. Может эти современные кабины являются хорошей идеей европейского стандарта, но не тогда, когда звуковую систему в кабине контролируют идиоты», – пишет Хадиджа в фейсбуке.
«Выражаю благодарность г-ну Рамину Гурбанову, вице-прези-денту ЕСЭП. Мы позаимствуем самые лучшие стандарты и модели обустройства судов», отмечает министр юстиции Владимир Чеботарь в пресс-релизе под заголовком «»Азербайджан – пример передовой судебной практики». Недавно Азербайджан объявил, что намерен покинуть Совет Европы и ЕСПЧ.
Я показала эти пресс-релизы Хадиджи. «Это оскорбление. Суды в Азербайджане являются инструментами президентской администрации, а Суд Ясамальского района Баку, где работает г-н Гурбанов, является одним из них», – написала мне Хадиджа.
Почему Республика Молдова начала изучать «хорошие практики» у самых недемократических странах?
Алина РАДУ