Лидер сепаратистов Вадим Красносельский предъявляет кишиневским властям требования о признании «государства Приднестровье». На правом берегу все больше и больше людей задаются вопросом, зачем Республике Молдова нужно «это бремя» – реинтеграция. В этом контексте ZdG попросила экспертов ответить на следующий вопрос: почему Молдова НИКОГДА не должна отказываться от Приднестровского региона и почему она НИКОГДА не должна признавать его так называемую независимость?
«Граждане Молдовы и дальше будут оставаться заложниками»
Бывший вице-премьер-министр по реинтеграции и директор Ассоциации «Инициатива для мира» Александр Фленкя говорит, что возможный «отказ» от Приднестровского региона не решит ни одну из проблем, о которых мы думаем, когда говорим о «риске приднестровизации».
«Российская и приднестровская армия со всеми вытекающими отсюда рисками и угрозами все равно останутся там, а местные олигархи, контрабанда и коррупция администрации, политиков и судебной системы Республики Молдова – также. Граждане Молдовы и дальше будут оставаться заложниками этого режима, преследования оппозиции, включая заказные убийства, захват заложников с правого берега для освобождения преступников, осужденных в Молдове, останутся практикой Тирасполя. Со всем этим можно будет бороться только тогда, когда страна и закон Республики Молдова „пересекут Днестр”», – подчеркнул Александр Фленкя.
И последнее, но не менее важное: бывший вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции сказал о «жертве поколения, воевавшего в 1992 году».
«Кто считает, что без Приднестровья „лучше” – езжайте в Кошницу, Кочиерь, Дороцкая или Моловата Ноуэ и расскажите ветеранам, вдовам и сиротам войны 1992 года, что без них Молдове было бы „лучше”», – заключил Александр Фленкя.
«Разве мы можем их предать?»
Журналистка портала «Зона безопасности» Ирина Табарану отмечает, что на левом берегу Днестра есть молдаване, «которые все эти годы оставались под триколором в Дубоссарском районе и которые первыми встали на защиту этой земли в 1992 году». Она добавила: «Разве мы можем их предать?»
«Мы тоже часто сталкиваемся с этим вопросом, но все становится гораздо яснее, когда человек, который в замешательстве или недоумении относительно того, почему мы должны сохранить Приднестровский регион в составе Республики Молдова, иначе смотрит на территорию страны. Что если бы кто-то заставил вас отказаться от 11% вашего дома или 11% вашего тела? Вы бы с такой же решимостью отказались от этой части?» – задала риторический вопрос журналистка.
Ирина подчеркнула, что Приднестровский регион представляет 11% территории Молдовы. В 2022 году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) признала его территорией, оккупированной Российской Федерацией.
Журналистка предлагает следующее упражнение: «Спросите себя, как бы я функционировал, если бы мое сердце перекачивало по венам на 11% меньше крови или мои легкие насыщали бы кислородом мой мозг на 11% меньше?»
«Республика Молдова действует по этому сценарию уже 32 года, и отсутствие этих процентов в стране очевидно – вместе с территорией мы были лишены человеческого и экономического потенциала, столь необходимого для нашего развития как независимой страны», – заключила Ирина Табарану.
«Национальное достоинство»
Ион Ляху, бывший член Объединенной контрольной комиссии (ОКК), начал свой ответ с «оговорки»: «Извините за такое сравнение. Я очень боюсь показаться банальным, но если, например, рука будет в опасности, то ее обязательно следует отрезать?» – вопросил эксперт.
Ион Ляху пояснил: «Прежде всего, там есть граждане Республики Молдова. Во-вторых, на этой земле не раз проливалась кровь, последний раз – в 1992 году. За суверенитет и целостность страны боролись не только граждане левобережья Днестра, но и всей Республики Молдова. Есть такое понятие как „национальное достоинство”. Молдаване, какими бы плохими они ни были, чувствуют себя достойными этого народа и его земли», – отметил Ляху.
«Есть мнения о том, что этот регион – обуза, и можно было бы обойтись без него. Я бы не сказал, что они вообще лишены смысла, и они имеют право на существование, пусть и небольшое. Однако даже если сегодня мы не сможем обеспечить суверенитет Республики Молдова на этой территории, это не означает, что такой возможности не будет завтра или послезавтра. Почему мы должны отказаться..? Когда условия появятся, возможно, население на обоих берегах Днестра проснется», – заключил Ион Ляху.
«Приднестровская Молдавская Республика была создана для того, чтобы Республика Молдова никогда не отделялась от советской империи»
Ион Иовчев, бывший директор единственного румыноязычного лицея в Тирасполе, вспомнил о словах Григория Виеру, который сказал, что Приднестровье – это камень, привязанный к шее Молдовы. Преподаватель считает, что если бы мы отказались от Приднестровского региона, то «возникло бы еще больше проблем, чем сейчас».
«Так называемая Приднестровская Молдавская Республика была создана для того, чтобы Республика Молдова никогда не отделялась от советской империи. Это территория, оккупированная Россией. Эта республика-фантом выживает благодаря Молдове. Без денег Кишинева за электроэнергию режим не смог бы выплачивать зарплаты и пенсии… У сепаратистского Приднестровья также есть контролируемая территория на правом берегу Днестра: Тигина (Бендеры), Кицкань, Гыска, Варница… Более 300 тысяч человек имеют гражданство Республики Молдова, а у некоторых также есть гражданство Румынии. Ни одна страна добровольно не отказывается от территории, признанной международным сообществом. Уступки были всегда, но мы должны твердо стоять на своем», – подчеркнул Ион Иовчев. Он также признался, что с 1992 года по настоящее время в сепаратистском регионе выросло поколение людей, для которых Молдова является соседней страной-агрессором.
«Таково образование, которое они получают в школах так называемого Министерства образования. Детей учат военному делу. Детей готовят к защите несуществующей страны. Местные СМИ подключены к российским телеканалам. Каждую ночь людей травят пропагандой. Многие из них не знают, что такое Европа, что такое демократия и цивилизованный мир. Все рассматривается с политической и московской точки зрения», – отметил Ион Иовчев.
«У нас нет на это морального права»
Ион Маноле, исполнительный директор Ассоциации Promo-LEX, напомнил, что «Российская Федерация не отказалась от своих территорий, например от Чечни. В Республике Молдова часто говорят, что РФ „сильная, и мы не должны обострять отношения с этой страной” и поэтому должны уступить этот регион. Это плохая идея. Сама РФ подала пример того, как нельзя нарушать Конституцию. И в Конституции Республики Молдова очень четко прописано, что Республика Молдова является целостным, неделимым государством.
Любая политическая сила или движение, которые проголосовали бы за что-то подобное (признание региона независимым государством, прим.ред.), подверглись бы уголовному наказанию. У нас нет причин это делать – ни юридических, ни моральных, ни административных», – заключил Ион Маноле.
«Конституционные власти выполняют свои обязанности»
Олег Серебрян, действующий вице-премьер-министр по реинтеграции, заверяет, что конституционные власти «выполняют свои положительные обязанности по защите и обеспечению соблюдения прав и основных свобод более 90% жителей восточных районов страны, имеющих гражданство Республики Молдова».
По словам нынешнего вице-премьер-министра по реинтеграции, структурные реформы, внедряемые в Кишиневе, модернизация государственных услуг, повышение уровня жизни населения, демократические ценности «и, разумеется, преимущества европейской интеграции, делают правобережье все более привлекательным для жителей Приднестровского региона страны».
«Приднестровский регион является неотъемлемой частью государства Республика Молдова в границах, признанных международным сообществом. Всеобъемлющее и окончательное урегулирование приднестровского конфликта может произойти только при соблюдении суверенитета и целостности реинтегрированного пленарного государства Республика Молдова», – подтвердил вице-премьер-министр Серебрян.
Феличия ГАНЕВ