Материал hromadske
Послеобеденное время. К одной из площадок Киева сходятся мужчины в спортивной одежде с рюкзаками. Это ветераны и действующие военные с ампутациями и другими травмами, которые они получили на войне.
Кто-то как будто не замечает протез на ноге, кто-то немного прихрамывает и внимательно смотрит под ноги. Есть и такие, что пока двигаются медленно, опираясь обеими руками на костыли.
Я попала на уже традиционные тренировки по волейболу сидя. Ребята готовились к выезду в Америку — в марте у них соревнования в Лас-Вегасе для ветеранов и военных с ранениями и травмами. Украинские атлеты сразятся вместе с представителями Воздушных сил и морской пехоты США. Это отборочные игры для участия в Warrior Games — турнире для всех родов войск армии Соединенных Штатов.
Атлетов из Украины пригласили как участников-гостей, но награды они выиграют настоящие. 30 наших спортсменов сразятся в стрельбе из лука, легкой атлетике, велосипедном спорте, паверлифтинге, гребле на тренажерах, волейболе сидя, плавании, баскетболе и регби на колесных креслах. Все наши атлеты соперничают одновременно в нескольких дисциплинах. Из Лас-Вегаса украинцы привезут десятки наград — среди них и золото волейболистов. Но дорога к вожделенным наградам тогда еще была длинная. Сначала — тренировка.
Спасение спортом
Высоким результатам предшествует добросовестная подготовка. Перед поездкой команда занималась более трех месяцев. Последние недели — по несколько раз в день.
Достигать вершин в адаптивном спорте ветеранам и военным помогает их тренер по волейболу сидя — Юрий Зекун. Именно он со своим помощником Александром разворачивает волейбольную сетку в центре поля. Она доходит тренеру до пояса, ведь мужчины будут играть, сидя на полу. Поле тоже меньше, чем в обычном волейболе. Чтобы определить его границы, тренер закрепляет на паркете клейкую полоску.
«Основное отличие волейбола сидя от традиционной игры в том, что мы сидим на ягодицах, а двигаемся с помощью рук. В этом и сложность: если в классическом волейболе игроки могут добежать до мяча ногами, то нам нужно успеть переместиться, принять мяч, ударить, отдать пас. И все это руками», — объясняет технику игры тренер Юрий.
После месяцев трудных занятий он отмечает в игре подопечных значительный прогресс. А еще Юрий для них «свой». Он сам в 2014-2015 годах сражался на Мариупольском направлении. Затем последовало ранение, много операций и долгий период реабилитации. Мужчину спас спорт — не только физически, но и психологически.
Как-то на Новый год Юрий дал обещание заново начать заниматься спортом. Когда втянулся сам, стал помогать и другим травмированным. Ранее работал с ветеранами в реабилитационно-спортивном центре, сейчас готовит ребят на «Игры Непобедимых» и Соревнования Воздушных сил США. Когда 24 февраля 2022 года россияне начали полномасштабную войну, несмотря на инвалидность, он снова взял в руки оружие и защищал Киев в составе ТрО.
Ребятам тяжело после ранений. С ампутациями, особенно высокими. Некоторые могут замыкаться в себе — их нужно вытаскивать. А спорт хорошо помогает разгрузиться психологически, к тому же поддерживает тело.
– Юрий Зекун, тренер по волейболу сидя
Тренер добавляет, что в Украине, к сожалению, есть еще проблемы с доступом к спорту для людей с инвалидностью. Но он верит, что с каждым годом ситуация будет меняться в лучшую сторону, и Украина станет вровень с развитыми государствами по показателям доступности.
«Перед Играми Непобедимых мы были на тренировочном собрании в Хорватии. Там даже на пляже есть специальное оборудование в форме стула. Человек с инвалидностью садится на него, а оно опускается в море, чтобы он мог поплавать. У нас даже не все бассейны доступны», — жалуется тренер.
«Я смог — и другие смогут»
Ребята одеты в темно-синие футболки с красноречивой надписью на спине: «Бойцы, чья воля сильнее тела». Играть в волейбол сидя они начинают не сразу — сначала разогреться и отработать упражнения. Начинают с правильного отбития мяча. Сидя в один ряд, они набивают мяч о стену. Тренер Юрий и его помощник Александр следят за техникой. Если видят ошибку — сразу объясняют, что не так и как это исправить.
После удара о стену мяч не всегда летит прямо в руки игроку. Чтобы поймать его, мужчины передвигаются с помощью рук, иногда падают на спины. Когда мяч откатывается слишком далеко, тренер подбрасывает в руки новый.
Умело справляется со всеми задачами капитан команды — 30-летний Юрий Гапончук. Он еще со школы регулярно играл в футбол и волейбол. А после ампутации левой ноги ниже колена начал играть и в футбол на костылях. На соревнованиях в США, кроме волейбола сидя, покажет себя и в паверлифтинге.
«Еще на реабилитации я начал ходить в зал, чтобы привести свою физическую форму в норму. А сегодня уже могу уверенно сказать, что спорт — один из лучших видов реабилитации», — рассказывает Юрий.
Для меня занятие спортом — наравне со временем с семьей и близкими. Меня здесь окружают единомышленники, поддержка просто безумная.
– Юрий Гапончук, военный, игрок в волейбол сидя
Он — действующий военнослужащий, имеет звание капитана. До ранения был командиром роты оперативного назначения 50 полка Нацгвардии имени Семена Высочана. Сегодня же он в этом же полку — начальник службы социальной работы. Проживает в Ивано-Франковской области.
С марта 2022-го капитан выполнял задание в Марьинке Донецкой области. Весной 2023 во время боевого выезда в Луганскую область взорвался на мине и потерял концовку. Сегодня пользуется протезом, полученным за средства государства.
О соревнованиях в США узнал на работе. Сразу решил заполнить анкету и прошел на тренировку.
«Прежде всего, для меня это большой обмен опытом. Потому что в Украине мы видим, какие у нас ветераны и какие проблемы на реабилитации. Хочется увидеть, какие возможности у ветеранов в Америке и как там к ним относятся», — отмечает Юрий.
О своих обязанностях капитана команды мужчина рассказывает скромно. Говорит, что, прежде всего, это поддержка командного духа и подсказки игрокам во время матча. А также обсуждение с судьей спорных моментов. Своим примером Юрий хочет показать другим ветеранам с травмами, что при любых обстоятельствах нужно жить и каждый день идти вперед.
«До ранения я не любил сидеть на месте: постоянно участвовал в разных соревнованиях, мероприятиях. Возможно, эта личная черта дала мне толчок встать и начать заниматься, делать что-то с собой. Так что если я смог, то и другие тоже смогут», — заключает военный.
Мяч и протезы на спортивной площадке
Анастасія Коваль / hromadskeЮрий Гапончук, Руслан Сумин и Артем Погорелый тренируются передавать мяч
Анастасія Коваль / hromadskeВоеннослужащие Евгений Омельчук и Александр Недашковский
Анастасія Коваль / hromadskeВетераны и военнослужащие на тренировке
Анастасія Коваль / hromadskeВетераны и военнослужащие на тренировке
Анастасія Коваль / hromadskeСпортсмены отдыхают во время перерыва
Анастасія Коваль / hromadskeСчет четвертой партии
Анастасія Коваль / hromadskeМячи на спортивной площадке
Анастасія Коваль / hromadske
«Если бы не дерево, я бы погиб»
Тем временем игроки отрабатывают следующее упражнение — пас сверху. По четверо атлетов стали по обе стороны сетки: один бросает мяч, другой отбивает. Тренер Юрий внимательно наблюдает за процессом. Иногда подходит к игроку и объясняет, что именно тот делает неправильно и как следует вместо этого.
«Если человек закрывается, то раскрыть его помогает общение. Я рассказываю ребятам о себе, о том, какие проблемы имел после травмы. Даю советы по игре, выслушиваю, — рассказывает тренер об особенностях работы с подопечными. — Могу найти подход к любому, в этом сложности нет. Правда, кому-то нужно больше времени, а кому-то меньше».
Тренер приседает на одно колено возле Руслана — светловолосого парня. Показывает ему, что при передаче пояса нужно сгибать локти. Парень вытирает пот с лица, кивает и повторяет движения, которые ему только что показал тренер. Еще полгода назад Руслан даже не слышал о волейболе сидя, а сейчас уже выполняет успешные передачи.
Мы знакомимся с Русланом Суминым после игры. Ему, как и Юрию, 30 лет. Он старший солдат 71 отдельной егерской бригады ДШВ. Еще в 2014-2015 годах побывал во всех горячих точках первой фазы войны: Станица Луганская, Макарово, Горловка, Зайцево, Дебальцево. Выходил из Дебальцевского котла. Получил осколочные ранения и четыре контузии, демобилизовался и вернулся в гражданскую жизнь. Но через несколько лет снова пошел на войну.
«Утром 24 февраля 2022 года прилетела ракета в дом напротив. Я понял, что началась война. Сразу же позвонил собратьям из 13 мотопехотного батальона “Чернигов-1”, с которыми служил в 2014-2015 годах. Они сказали, чтобы я собирался и ехал к ним. Простился с женой и сыном, сказал, что люблю их, и поехал в военкомат. Тогда были большие очереди и меня забрали только 3 марта», — вспоминает Руслан.
После учебы во Львовской области его отправили во вновь созданную 71 отдельную егерскую бригаду Десантно-штурмовых войск. Парень должен был быть оператором ПТРК «Стугна», но за все время бригада ни разу не выстрелила из него.
Руслан выполнял задачи в Изюме в Харьковской области. Весной 2022-го он попал там во вражескую засаду.
«Был сильный минометный обстрел, и одна из мин упала в метре от моей головы. Если бы не дерево, я бы погиб», — вспоминает мужчина.
Тогда он получил тяжелые осколочные ранения ног и не мог идти. На правую ногу Руслан наложил турникет, а на левую не удалось — запасного у него не было. Мужчина два с половиной часа истекал кровью. За это время его собратья нашли плащ-палатку и оттащили парня в эвакуационный пункт. Там наложили второй турникет и увезли в Лозовую.
«Там сказали, что таким не занимаются, и отправили меня в Харьков. Это все заняло еще шесть с половиной часов», — говорит Руслан.
Он пережил клиническую смерть, а врачи говорили, что выжил чудом. К сожалению, стопу на правой ноге пришлось ампутировать. Сейчас Руслан пользуется обычным протезом, но хочет получить еще и спортивный, чтобы было удобнее вести активный образ жизни. А вот левую ногу (на которой не было турникета два с половиной часа) он перестал ощущать от колена до кончиков пальцев.
Врачи обещают, что в левую ногу вернется чувствительность, но на это уйдет 10 лет. Сейчас активно занимаюсь спортом, чтобы мышцы не атрофировались и были такими же, как до ранения.
– Руслан Сумин, военный и игрок в волейбол сидя
Он вспоминает, что раньше занимался тайским боксом, затем пошел на смешанные боевые искусства. А после ампутации стопы познакомился с ветеранами, которые занимались джиу-джитсу, и начал заниматься с ними. А еще Руслан Сумин продолжает службу — в ТЦК.
На соревнованиях в Лас-Вегасе военный будет участвовать в турнире по волейболу сидя, гребле на тренажерах и сразу двух дисциплинах легкой атлетики — толкании ядра и метании диска. Говорит, что последние несколько недель очень загружены, каждый день по несколько тренировок. Но участие в соревнованиях его мотивирует еще больше работать над собой и добиваться победных результатов.
Никогда бы не подумал, что попаду в эту страну в статусе ветерана
Звучит свисток. После него голос тренера Юрия Зикуна: «Перерыв!». Мужчины идут пить воду и отдыхать. Кто-то прилегает на пол, кто-то надевает протез и идет подышать свежим воздухом. После нескольких кругов отработок подачи и упражнений на точность начинается последний этап тренировок — собственно игра.
Мужчины делятся на две команды, по шестеро в каждой. Тренер и его помощник будут играть вместе с ребятами.
Артем Погорелый — 40-летний ветеран из Полтавы — оказывается в команде с главным тренером. Он разминает руки перед началом игры и удобно устраивается под сеткой.
Основной вид спорта, которым занимается Артем, — плавание. На войне он полностью потерял правую ногу, но это не мешает ему хорошо плавать. Он говорит, что любит командные виды спорта, поэтому на соревнованиях в Америке будет играть еще и сидя волейбол.
Артем уверен, серьезен. Во время тренировки ему время от времени кто-то звонит по телефону, поэтому на перерыве он вместо отдыха пишет кому-то сообщение. Позже я узнаю, что в гражданской жизни Артем — предприниматель, а также инструктор-методист Полтавской ДЮСШ №1. Он рассказывает, что на войну пошел в первые дни полномасштабного вторжения добровольно. Был старшим солдатом в 62 отдельном стрелковом батальоне Сухопутных войск ВСУ. Родом из Полтавы.
«Сначала нас распределили в роту охраны. В ней я был несколько месяцев. Мы больше не могли сидеть в Полтаве, хотели приносить пользу. Потому начали писать рапорты, чтобы перевели в боевую часть. Уже в конце сентября 2022-го нас перебросили на восточное направление», — вспоминает свой военный путь Артем Погорелый.
7 октября 2022 года мужчина попал под минометный обстрел в районе Бахмута и получил осколочное ранение левой ноги. Спасти ее не удалось. Врачи долго боролись за жизнь Артема. У него уже даже начали отказывать почки, и только после прохождения двух десятков процедур гемодиализа он начал поправляться.
В госпитале с нами работали реабилитологи. Заставляли подниматься и делать зарядку. Они нас не жалели, и за это я им благодарен.
– Артем Погорелый, ветеран и игрок в волейбол сидя
«Реабилитологи смотрели, у кого какие проблемы. Говорили, что нужно, чтобы организм становился сильнее и готовился к ходьбе и протезированию», — рассказывает ветеран.
Мужчина быстро встал на ноги, прошел протезирование по государственной программе. Спорт не бросил. За это время успел даже установить мировой рекорд по стронгмену. Осенью 2023 года в Мадриде он вместе с командой других ветеранов с ампутациями протащил за канат четыре грузовика за 30 секунд.
«В США еду, чтобы еще раз напомнить о войне в Украине и показать иностранцам, кому и для чего они помогают, — говорит Артем Погорелый. — Никогда не подумал бы, что попаду в эту страну именно в статусе ветерана. Будем соревноваться достойно, будем прославлять Украину и наших военных».
Первая партия. Лидирует команда, в которой играет Артем. Их оппоненты во главе с капитаном Юрием Гапончуком смущенно выдыхают. Счетное табло показывает 25 очков — партия завершена.
Во второй партии команда Артема снова выиграет. Но в третий уступает — счет становится 2:1.
Напряжение нарастает, ведь начинается четвертый, решающий круг. «Надо выигрывать по-любому, пацаны», — говорит капитан Юрий. Его команда пока отстает за партиями.
Мяч летит то к одному игроку, то к другому. Приземляйтесь на пол. Очко! Следующий розыгрыш, за ним еще один. Ребята нервно смотрят на табло со счетом. Силы равны. На лбу у игроков выступает пот, кто-то падает на спину, но отдает передачу. Игра продолжается.
В зале собираются посторонние зрители, с интересом наблюдающие за ходом игры. Вдруг откуда-то возникает неуклюжий вопрос с нотками удивления: «Вы что, инвалиды?».
Тренер Юрий не промолчал. Отвлекаясь от игры, обращает взгляд в сторону и громко объясняет зрителю, что сидя волейбол — это паралимпийский вид спорта.
«Что за вопрос?!» — удивляется кто-то из ветеранов. Но в конце концов это не нарушает атмосферу, царящую на игровой площадке. Ребята преданы игре на все 100% и не обращают внимания на происходящее в стороне площадки — все внимание на мяче.
Заканчивают с ничейным счетом — 2:2 по партиям. Мужчины устали, но счастливы. Давят друг другу руки и благодарят за игру. Спортсмены надевают протезы, берут костыли, спешат домой. Им нужно немного отдохнуть и набраться сил перед новой тренировкой, которая состоится уже на следующее утро.