Спасибо, Антонио [Миссироли, директор Института ЕС по изучению проблем безопасности].
Особенно желаю поблагодарить Эстонию, страну-председателя в Совете ЕС, присутствующего здесь министра, членов правительства страны, представителей цифрового общества. Эстония впервые председательствует в Совете Европейского Союза, но, скажу вам откровенно, со стороны кажется, что они делали это всегда. Мои поздравления: я думаю председательство в Совете продолжится в том же духе, и результаты будут такими же хорошими и впечатляющими. Мы отлично сотрудничаем во всех областях, и я особенно благодарна вам за внимание к гибридным угрозам и работе над усилением нашей безопасности в этой области.
Слово «гибридный» может быть непонятно тем, кто не относится к сфере обеспечения безопасности, но мне кажется, что европейские граждане понимают смысл этого слова. Все мы читали о недавних кибератаках, которые затронули многие частные компании в Европе. Всем нам известно, какова сила воздействия фейковых новостей, и как сложно противодействовать этим угрозам. Всем нам известно, что террористические организации нацелены на молодежь в Европе и во всем мире. Знать, что угрозы существуют, – важно, но этого недостаточно. Гибридные угрозы принимают различную форму и исходят из разных источников. Если мы серьезно хотим противодействовать им, нам нужно мобилизовать, как уже говорилось, все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты.
Во-первых, необходимо понять суть угрозы и отреагировать на нее;
Во-вторых, реагировать на атаки и предотвращать их;
В-третьих, использовать все имеющиеся у нас возможности и разрабатывать новые;
И, наконец, противодействовать фейковым новостям и способствовать тому, чтобы наши граждане имели доступ к правдивым новостям.
Эти проблемы касаются всех нас, как в Европе, так и за ее пределами, и нам необходимо мобилизовать все средства и ресурсы, которые находятся в нашем распоряжении. Именно этим сейчас занят Европейский Союз, мы относимся к этой проблеме с максимальной серьезностью. Мы не сможем справиться с этим в одиночку, и мы не одни в этой борьбе. Координация между государствами-членами ЕС, включая цифровое государство – Эстонию – ведется постоянно, у нас прочные и важные партнерства в этой области, включая совместные проекты с НАТО. Об этом я расскажу чуть позже.
Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в этой области, являются трансграничными по определению. Ответственность за национальную оборону по-прежнему ложится на наши государства-члены, но когда угроза приходит по интернету, необходима координация на европейском уровне. Мы работаем над тем, чтобы понять какими являются основные уязвимости, особенно в рамках группы Друзья Председательства, во главе с президентом Эстонии.
В прошлом году мы приняли Совместную декларацию о противодействии гибридным угрозам, запустив таким образом 22 практические задачи по противодействию гибридным атакам. Мы разделили эти действия на пять широких категорий. Во-первых, мы должны быть лучше осведомлены о данной ситуации, другими словами, хорошо знать типы угроз и нашу среду безопасности. Во-вторых, мы должны научиться лучше реагировать на кризисные ситуации. В-третьих, нам необходимо улучшить наше стратегические коммуникации. В-четвертых, необходимо укрепить наше партнерство с НАТО. В-пятых, необходимо развивать возможности для противодействия гибридным угрозам.
Позвольте привести несколько конкретных примеров того, что это означает на практике.
С точки зрения ситуационной осведомленности, самым явным действием стало создание подразделения Hybrid Fusion Cell в составе Разведывательного и ситуационного центра ЕС (INTCEN), для исследования гибридных угроз. На данный момент, были проведены уже 80 секретных исследований по гибридным угрозам, чтобы должным образом проинформировать тех, кто ответственен за принятие решений в этой области.
Данное подразделение собирает и анализирует предупреждения, поступившие от европейских учреждений, государств-членов ЕС и наших партнеров. Иногда с первого взгляда инцидент кажется единичным. Hybrid Fusion Cell имеет возможность соединять разрозненные точки и определять связующую нить между разными атаками. Эта работа является критически важной для подготовки почвы для нужных действий, национальных или коллективных, на европейском уровне.
Второе: реагирование на кризисные ситуации. Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам внесет важный вклад в наши возможности реагировать на кризисные ситуации. Этот Центр я имею честь открыть сегодня во второй половине дня в Финляндии совместно с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Хочу поблагодарить Финляндию за руководство этим процессом в сотрудничестве с десятью другими государствами-членами ЕС, Норвегией и США. Мне известно, что к этой инициативе намерены присоединиться еще четыре государства-члена ЕС.
ЕС и НАТО были приглашены к участию в работе Совета управления данного центра в качестве наблюдателей, и это даст нам дополнительные возможности для более тесного сотрудничества. Одна из ключевых задач Центра – проведение научных исследований, обучения, тренингов и учений.
Говоря об учениях, я также хочу поблагодарить Эстонию за организацию стратегических учений по гибридным и киберугрозам. Несколько недель назад, в Таллине, я приняла участие в учениях «EU CYBRID 2017» вместе с министрами обороны и Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Это первый раз, когда я приняла участие в учениях ЕС в качестве наблюдателя. Нам предложили реагировать на постепенно усиливающиеся угрозы безопасности, и, я считаю, это помогло нам проверить наши способности принятия решений и взвесить разные варианты действий в сложных и деликатных ситуациях.
Чрезвычайно важно быть подготовленными – кибератаки уже приводят к огромным экономическим потерям, они могут привести к крупным сбоям и оказать серьезное влияние на нашу повседневную жизнь. Именно в этой связи мы недавно приняли новую Стратегию по кибербезопасности. В настоящее время проводятся первые параллельные и скоординированные учения ЕС по киберугрозам для проверки возможности сотрудничества внутри ЕС и с блоком НАТО в рамках их ежегодных учений СМХ.
НАТО – это не единственный партнер, с которым мы работаем. Например, мы провели оценки рисков в странах-соседях НАТО. Пилотный проект с непосредственным участием Европейской Комиссии проводится сейчас в Молдове. Также, проект подобного рода обсуждается с Грузией, а скоро мы запустим такой же процесс в Иордании и других близлежащих странах.
Третья область нашей деятельности – стратегические коммуникации. Для нас очень важно анализировать, прогнозировать и реагировать на дезинформацию. Именно для этого, мы образовали в Европейской службе внешних действий первую оперативную рабочую группу по стратегическим коммуникациям, деятельность которой сфокусирована на наших восточных партнерах и на русскоговорящих общинах. За последние два года East StratCom Task Force раскрыла более 3.000 случаев дезинформации.
В то же время мы хорошо понимаем, что просто опровергать дезинформацию недостаточно. К сожалению, как подсказывает опыт, после того, как фейковые новости публикуются, что-либо делать уже поздно. Очень важно своевременно реагировать, но еще важнее, чтобы правдивые новости доходили до как можно более широкой аудитории, как внутри ЕС, так и за его пределами. Поэтому, прежде всего мы должны поговорить о том, что мы делаем, максимально прозрачно рассказать о нашей политике, распространять правдивые новости о положительном воздействии нашей европейский инициативы на жизни столь многих людей. Именно этим сейчас занимается рабочая группа East StratCom Task Force в странах Восточного партнерства ЕС, включая подготовку к саммиту Восточного партнерства, который пройдет в ноябре.
По этой же причине мы образовали и оперативную рабочую группу для улучшения коммуникации на арабском языке в странах ЕС, а также вне Европы. Европейский Союз реализует большое количество инициатив в арабском мире, но арабоязычные сообщества, включая европейские арабоязычные общины, часто не знают об этом. Я имею в виду нашу работу по разминированию и стабилизации ситуации в Ираке, программы поддержки сирийских женщин и так далее, список можно продолжить. Мы должны рассказывать о положительных историях, о позитивных ежедневных аспектах нашей работы, потому что правдивые новости – это лучший антидот против фейковых новостей.
Все эти мероприятия нацелены на то, что мы именуем «устойчивостью». Мы ходим предотвратить потенциальные атаки, убедиться в том, что способны на них реагировать, а также свести к минимуму их потенциальные последствия. Наша цель, иными словами, – сократить «площадь», которая потенциально подвержена атакам.
Четвертая область наших действий – это сотрудничество с НАТО. Я уже говорила об этом. Наше подразделение Hybrid Fusion Cell постоянно работает в сотрудничестве с партнерами в НАТО, а в настоящий момент мы занимаемся синхронизацией наших учений. Мы также проводим совместную работу в рамках Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам (Hybrid CoE). Наш уровень сотрудничества с НАТО, особенно в этой области, достиг беспрецедентных высот.
В прошлом году мы подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между НАТО и Европейским Союзом. Как вы уже знаете, с того времени мы запустили и выполняем на практике 42 конкретных действия по реализации Варшавской декларации, семь из них касаются проблемы гибридных угроз.
Наконец, следует поговорить о важности развития наших возможностей. Мы все знаем, что этот вопрос отнесен к национальной компетенции. Но Европейский Союз может сделать и делает многое для поддержки наших государств-членов в области развития их возможностей. За прошлый год мы ввели в действие целый ряд инструментов, чтобы помочь государствам-членам ЕС инвестировать вместе. Это позволит им извлечь максимальную выгоду из инвестиционной деятельности. Я всегда говорила, что обсуждение взноса в размере 2% от ВВП в общую оборону ЕС – это выбор, который должны сделать национальные правительства и национальные парламенты. Этот вопрос также обсуждается на уровне НАТО. Европейский Союз, со свой стороны, может проконтролировать, чтобы любые инвестиции стран-членов ЕС делались мудро и приводили к максимальной отдаче. Поэтому та рамочная программа, над которой Европейский Союз может работать и работает в данный момент весьма активно, касается в большей мере пробела в эффективности, чем пробела в суммах бюджета. И как я уже говорила, это обсуждения на национальном уровне.
Европейское оборонное агентство, представители которого присоединятся к нам сегодня, рассматривает в настоящее время наш План развития возможностей, чтобы быть уверенными в том, что ключевые возможности развития необходимые для противодействия гибридным угрозам будут включены в новый приоритетный план ЕС для развития возможностей, к весне следующего года.
Мы также образовали Европейский оборонный фонд – я уверена, что Юрки Катайнен [Заместитель Председателя Европейской Комиссии по труду, росту, инвестициям и конкурентоспособности], сегодня детально поговорит об этом. Этот фонд будет заниматься поддержкой совместных научных исследований и общих программ в области обороны. Мы запускаем программу Ежегодного скоординированного отчета по национальным оборонным бюджетам, в рамках которой намерены согласовывать объем инвестиций и проводить совместное планирование. Это настоящая революция в области совместной отработки механизмов обороны Европейского Союза и его государств-членов.
К концу этого года, я уверена, Совет наконец запустит Постоянное структурное сотрудничество в оборонной сфере (PESCO), в рамках которого государства-члены ЕС смогут объединить свои усилия и оптимизировать расходы на оборону. Во время неформальной встречи министров в Таллине мы значительно продвинулись вперед в решении этого вопроса. Вспомните, как год назад мы обсуждали эту проблему в самом начале председательства Словакии в Совете ЕС. Достижение этой цели казалось таким далеким, почти невозможным, а теперь можно сказать, мы уже почти у порога этого процесса.
Наконец-то мы на пути к созданию Европейского Союза обороны и безопасности. Еще в 1950-х годах некоторые из основателей ЕС мечтали об этом. Но в то время эту работу выполнить не удалось. Теперь, как мне кажется, мы добились своего и можем собой гордиться. Но прежде всего – это то, что нужно европейским гражданам. В мире, где все угрозы являются транснациональными по определению, нет другого способа обеспечения большей безопасности наших граждан и нашего мира.
Благодарю вас за внимание и желаю вам удачного дня.