Они были коллегами по юридическому факультету и теперь отправляют правосудие, будучи оппонентами: судьями, адвокатами или прокурорами. Некоторые из них приходятся друг другу кумовьями, венчальными родителями и крестниками, а другие – супругами, сыновьями, дочерями, братьями или сестрами. Все, почти в унисон, утверждают, что личные отношения не мешают им быть объективными в стране, где большинство граждан воспринимают юстицию как наиболее коррумпированную сферу.
Начало в прошлом номере
Дорел Мустяцэ, еще один член ВСМ, является венчальным крестником супружеской пары Вероники Купча, председателя Оргеевского суда, и Евгения Сандуцы, бывшего магистрата Кишиневской АП. Супруга Мустяцэ, Родика Бевзюк, является адвокатом, получившим лицензию в 2002 году и специализирующимся на гражданских и уголовных делах. «Я не участвую в решении вопросов, которые рассматриваются в ВСМ с участием г-жи Купча. Я воздерживаюсь. Когда они стали нашими венчальными крестными, ни один из них не был председателем суда», – объясняет Мустяцэ. «Пока я был председателем суда, и пока я работал в Анений Ной, у моей жены не было ни одного дела в суде Анений Ной. Чем еще заниматься моей супруге? Мы учились вместе, поженились», – заключает Дорел Мустяцэ.
И у Нины Чернат, члена ВСМ из числа судей Апелляционных палат, есть родственники в системе правосудия. У ее супруга, адвоката Штефана Русу, есть кабинет на ул. Теилор, в непосредственной близости от Кишиневской апелляционной палаты, куда его жена вернется после истечения срока своего мандата в ВСМ. Чернат является бывшей коллегой по ВСП Иона Муруяну, экс-председателя ВСП, ныне – судьи Кишиневской АП. Невестка Муруяну, Мария, является судьей Буюканского отделения Кишиневского суда, а его жена Людмила – публичным нотариусом.
Цуркан: «Возможно, они и заслуживают, но из-за меня не получают продвижения»
Другой член ВСМ, Анатолий Цуркан, приходится венчальным крестным отцом Юрию Потынгэ, магистрату Буюканского отделения Кишиневского суда. Цуркан говорит, что его венчальный крестник никогда не пользовался особым расположением к себе. «Однажды, когда он выдвигался в Кишиневскую АП, я воздержался от голосования, а он не прошел конкурс, и после того он больше не выступает в качестве кандидата, чтобы не создавать ситуации конфликта интересов. В последнее время я мало взаимодействовал с Юрием, этой весной мы не виделись. Не у всех отношения между венчальным крестным отцом и крестником одинаковы. У некоторых они тесные, особенно когда венчаешь родственника. Здесь он был для меня совершенно чужим человеком. Кстати, у меня есть еще один судья-крестник, Мартыненко (Вячеслав, судья Кишиневского суда, прим. ред.). И та же история, его отец попросил меня венчать его. Сейчас он судья на Чеканах, он начал с секретаря судебного заседания. Это мальчик, который самостоятельно работал, чтобы стать судьей», – рассказывает член ВСМ, считающий, что семейные отношения могли невыгодно сказаться на его крестниках. «Возможно, они и заслуживают, но из-за меня не получают продвижения. Может быть, даже коллеги по ВСМ, когда выдвигался Потынг, чувствовали себя несколько смущенными, боясь создать впечатление, что они проголосовали, потому что это человек Цуркана», – считает Анатолий Цуркан.
Член ВСМ также говорит, что ни один из его детей не пошел по его стопам, чтобы избежать конфликта интересов. «У меня четверо детей. Последняя дочь получает высшее образование в сфере архитектуры, сын учился на физика в Яссах, теперь он в армии, в Америке. Отец-судья и сын-солдат. И из четверых детей ни один не пошел на Юридический, чтобы не было так называемых конфликтов интересов», – говорит магистрат.
Однокурсники председателя ВСП
Помимо родственных отношений, есть коллеги по факультету, которые, спустя время, стали судьями, прокурорами и адвокатами, встречающимися теперь как оппоненты. Например, Михай Поалелунжь, председатель ВСП, окончил Юридический факультет Государственного университета Молдовы в 1988 году. В том же году получил диплом о высшем образовании и Игорь Доля, судья Конституционного суда. В прошлом Доля был членом ВСМ, а также членом Квалификационной коллегии ВСМ. Другим коллегой Поалелунжь был Дмитрий Граур, главный прокурор Отдела представления обвинения ВСП. Граур возглавлял этот отдел и до реформы Прокуратуры. Недавно он выиграл конкурс, организованный ВСП, и будет возглавлять отдел в течение последующих пяти лет. Дмитрий Граур утверждает, что коллегиальные отношения с Поалелунжь не мешают ему быть объективным.
И Игорь Сербинов, бывший заместитель генерального прокурора, в 2007-2016 годах, нынешний начальник Судебного управления ГП, был однокурсником главы ВСП, а также своего нынешнего коллеги из Прокуратуры, Дмитрия Граура. Среди коллег по факультету Поалелунжь мы находим и бывшего прокурора Михаила Канцыра, судимого за пассивную коррупцию, но оправданного в 2013 году окончательным решением, принятым ВСП. Со стороны ГП обжалование в ВСП было выполнено Дмитрием Грауром.
Судья ВСП Ион Гузун также был однокурсником Поалелунжь. Гузун получил продвижение в ВСП в 2014 году, хотя у него был самый низкий балл среди пяти кандидатов, включенных в конкурс, всего 57, в то время как у остальных четверых было более чем по 74 баллов, которые оценивались Коллегией по отбору и карьере судей. В том же, 1988 году, окончили Юридический факультет ГУМ судьи Евгений Клим из Кишиневской АП; Василий Вульпе, освобожденный от должности в 2011 году; Ион Дандара, покинувший систему в 2014 год; Тудор Ляху, ушедший в отставку в 2016 году; Борис Цимбаларь, Юрий Визитиу и Ион Босый, а также ряд бывших или нынешних менее известных адвокатов. Сын Иона Босого, Дмитрий, является магистратом в Кагульском суде. Один из адвокатов, бывших однокурсников Поалелунжь, Владимир Дарий, несколько раз представлял интересы своих клиентов в ВСП, некоторые решения принимали его бывшие коллеги по факультету. «Председатель Поалелунжь не виделся и не разговаривал с Владимиром Дарием с тех пор, как они окончили учебу. Председатель Поалелунжь работает в составе Коллегии по гражданским, коммерческим и административным делам и не имеет отношения к уголовным делам», – уточняет ВСП.
Коллеги Решетников, Ефрим, Стерниоалэ и Мельник
Другим выпуском Юридического факультета ГУМ, давшим юстиции Республики Молдова еще больше адвокатов, судей и прокуроров, приобретших известность, был выпуск 1997 года. В том году получили дипломы юристов бывший министр юстиции Олег Ефрим, спустя время вернувшийся в адвокатуру; судья Олег Мельничук, бывший председатель Суда сектора Рышкановка в Кишиневе; Олег Стерниоалэ, бывший председатель Буюканского столичного суда, и Владислав Клима, магистрат Кишиневской АП, он же – сын бывшего судьи ВСП, Николая Клима, действующего начальника Судебной инспекции при ВСМ.
Их однокурсником был Артур Решетников, нынешний депутат-демократ, бывший глава Службы информации и безопасности. Решетников занимал в период 2001-2007 гг. ряд важных должностей в Аппарате президента Республики Молдова, являясь главой Главного управления, юрисконкультом и начальником Управления по правовым вопросам и связям с общественностью. По совпадению или нет, но в этот период некоторые из его бывших коллег стали судьями, назначенные на должность указами Владимира Воронина. К примеру, Олег Стерниоалэ стал судьей в июне 2001 года, в 2006 году он был назначен в качестве вице-председателя, а затем, после заключения СИБ во главе с Решетниковым, в 2008 году был назначен председателем Буюканского суда. Олег Мельничук стал судьей в 2004 году, а два года спустя, так же, указом президента, он становится вице-председателем этой инстанции. В 1997 году выпустились также бывший судья Сергей Крутко, отправленный в отставку после суда над молодыми людьми в комиссариатах 7 апреля 2009 года. Он был назначен судьей в 2005 году.
Адвокаты Дориан Кирошка, Виталий Чофу, Олег Кику, Данил Мартин; бывшие члены Судебной инспекции ВСМ, Валерий Катан и Ион Тутунару; прокурор Марианна Горнея, новая глава Отдела ювенальной юстиции; бывший депутат-коммунист Игорь Время; бывший министр юстиции, Владимир Гросу; а также действующий магистрат Сильвия Гырбу, недавно получившая продвижение в Кишиневскую АП, закончили Юридический в 1997 году, как и Валентин Зубик, бывший заместитель министра внутренних дел, судья ВСП Надежда Тома или Стелла Блещага, магистрат Кишиневского суда.
Ефрим: «Мы были хороши, что нам делать?» Решетников: «Я горжусь всеми коллегами»
«Тот факт, что мы были коллегами, не означает, что между нами иные отношения, нежели обычные отношения адвоката и судьи. То есть, нельзя, только потому, что мы были коллегами, допускать, что существует конфликт интересов. Да, не исключено, что он может быть, но он не обязательно существует. У нас были ситуации, когда это было мотивом ходатайства об отводе, потому что ранее мы были бывшими коллегами с некоторыми судьями. Магистраты, которые рассмотрели основания для отвода, сочли: только лишь тот факт, что мы были однокурсниками, не является основанием для отвода. Если мы кумовья, это уже другое дело», – говорит бывший министр юстиции Олег Ефрим. Он считает, что его выпуск был успешным, из него вышло несколько министров, депутатов, председателей судов, судей Высшей судебной палаты. «Мы были хороши, что нам делать?» – добавил Ефрим.
И нынешний депутат ДП Артур Решетников утверждает, что он не оказывал особого благоприятствования коллегам по выпуску и не обращался к их помощи. «У всех нас есть образование в разных областях. В юриспруденции, в архитектуре, экономике, журналистике. Нет проблемы в том, что вы учились в Государственном университете на определенном факультете. Если вы учились еще с сотней человек, это не означает, что в процессе осуществления деятельности вам отдавали предпочтение, или у вас были преимущества. Помимо коллег-судей, у меня есть много коллег-адвокатов, полицейских, прокуроров, нотариусов, журналистов, которые учились на Юридическом. Не я решал, не я был тем, кто подписал назначение или продвижение лиц. Должности, которые я занимал, не предполагали полномочий назначения или продвижения кого-либо на определенные должности. Это никак не связано. Я горжусь всеми коллегами, которые осуществляют определенную деятельность в разных областях», – отмечает депутат.
Однокурсники генерального прокурора
Эдуард Харунжен, генеральный прокурор Республики Молдова, также учился на Юридическом факультете ГУМ, окончив его в 1994 году. Однокурсниками действующего главы ГП были несколько адвокатов, судей или прокуроров, которые вели или ведут важные дела. Так, вместе с Харунженом учились магистраты Кишиневского суда Виктор Бойко, Георгий Балан, Дорел Мустяцэ, в настоящее время член ВСМ. Еще одним коллегой по выпуску является судья Дмитрий Герасим, председатель Бельцкого суда.
Аурелиу Коленко, бывший председатель Экономической апелляционной палаты, со временем обвиненный в принятии сомнительных решений и, впоследствии, снятый с должности, а также Виктор Орындаш, еще один магистрат со спорным прошлым, объявленный в розыск по делу об отмывании 20 миллиардов долларов леев, также были коллегами по факультету с нынешним генеральным прокурором. В том же, 1994, году закончили учебу на Юридическом факультете ГУМ адвокат Ион Выздоагэ, который в последние годы представлял в суде интересы ряда известных обвиняемых, защитник Игоря Похилэ, который присоединился к «Нашей партии» во главе с Ренато Усатым; Сергей Мокану, адвокат, фигурировавший в нескольких обвинениях уголовного характера, и Анатолий Чакир, который защищал нескольких полицейских, в том числе Иона Пержу, осужденного по делу о смерти Валерия Бобока, сегодня находящегося на свободе после того, как ему удалось бежать. «Я выпустился 24 или 25 лет назад. У нас есть традиция встречаться с бывшими коллегами раз в пять лет на встрече с выпускниками. Приходят и преподаватели. Я не вижу здесь проблемы с конфликтом интересов. Например, некоторые из моих коллег находятся в розыске, некоторых из них оформлял я сам. Студенческие годы не влияют на мою деятельность», – уверяет Харунжен.
Председатель Кишиневской АП в составах судей с бывшими коллегами
Заместитель Эдуарда Харунжена, Игорь Попа, который получил юридическое образование в 1999 году, был коллегой прокуроров Раду Талпэ, Павла Виницкого, Корнелиу Братунова и Адриана Миркоса. Последний недавно выиграл конкурс на занятие должности Главного прокурора Управления уголовного преследования и криминалистики ГП на пятилетний срок, он станет подчиненным своего бывшего однокурсника. Игорь Попа является заместителем генерального прокурора, ответственным за Управление уголовного преследования и криминалистики. Попа был однокурсником и судьи Михаила Диакону из Кишиневского суда, который, как и Игорь Попа, сыграл важную роль в суде над молодежью в комиссариатах после 7 апреля 2009 года. Прокурор подписал тогда ходатайство о суде над молодежью в помещениях комиссариатов, а судьи его выполнили. Николай Китороагэ нынешний глава ПБОПОД, окончил юридический факультет МГУ в 1992 году, будучи, среди прочего, однокурсником судьи ВСП Иона Друцэ, магистрата Суда сектора Чеканы в Кишиневе, Юрия Обадэ, и прокурора Виорела Туряка, главы Бельцкой прокуратуры.
Ион Плешка, председатель Кишиневской АП, окончил Юридический факультет ГУМ в 1985 году, вместе с нынешними коллегами по апелляционной инстанции: Геннадием Лысым и Анатолием Пахополом. В 2017 году, согласно распоряжению, подписанному Плешкой, он входит в один состав суда с Лысым. Ранее, по крайней мере, в ходе одного из дел, Плешка был в одном составе с Анатолием Пахополом. В том же году получили дипломы и юристы: Нина Арабаджи, магистрат Суда сектора Рышкановка в Кишиневе, прокурор Анатолий Пырнэу и адвокат Олег Лозан. О том, что он входит в один состав суда с бывшим однокурсником, Ион Плешка сказал нам: «Я с г-ном Пахополом не был в одном составе суда, он – в Коллегии по гражданским делам, а я – в Коллегии по уголовным делам. С Лысым я был в одном составе, но я не вижу проблемы. Это не имеет значения», – говорит Плешка.
ВСМ: «Уведомлений о конфликтах интересов зарегистрировано не было»
Ни ВСМ, ни ключевые судебные инстанции в стране не ведут учет конфликтов интересов. Мы спросили у ВСМ, сколько санкций было применено в течение последних трех лет за недекларирование судьями конфликтов интересов в ходе рассмотрения дел, кто эти судьи, и какие нарушения были установлены. В ответе, который был предоставлен нам в письменной форме, ВСМ сообщил нам, что «обращений об очевидных конфликтах интересов в отношении судей в Канцелярию Высшего совета магистратуры не поступало. Подобных случаев не было и в органах, подчиненных ВСМ. Это нарушение не подпадает под действие Закона о дисциплинарной ответственности судей, и не входит в компетенцию ВСМ или его подведомственных органов, чтобы проверить эти аспекты. Национальный орган по неподкупности (НОП) является компетентным органом для проверки запрашиваемой информации», – указано в ответе.
В ВСП тоже не ведется учет заявлений о самоотводах судей от рассмотрения дел по причинам несовместимости, и нет реестра, в котором бы велся учет судей с родственными отношениями между ними. «Все же, мы отмечаем, что персональные данные сотрудников отражаются в личном деле. Они проверяются Управлением кадров. Таким образом, указанные обстоятельства тщательно анализируются во время трудоустройства или продвижения по службе, чтобы соблюдать юридические ограничения в иерархии государственных должностей», – информирует нас ВСП.
В то же время, Высшая судебная палата сообщает нам, что «в момент регистрации каждого дела ответственное лицо Отдела процессуального учета проверяет возможную несовместимость судей инстанции, в соответствии с запретами, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом. Таким образом, в графе «несовместимые судьи», существующей в ИПУД, сотрудник должен ввести имя судьи, который ранее участвовал в судебном процессе в качестве судьи в иерархически нижнем суде, или если он участвовал в рассмотрении этого в порядке обжалования и вынес решение по делу. Секретариат суда отвечает за выявление несовместимости судьи в двух ситуациях, описанных выше. Таким образом, судьи с самого начала учитываются в ИПУД как несовместимые магистраты, без формулирования отдельного запроса об этом к судье. В других обстоятельствах, предусмотренных правовыми рамками, обязательство сообщить об этом факте возлагается на магистратов».
ВСП: «Если любовь есть, она не должна осуждаться»
В дополнительном ответе ВСП просит «в статье, которую вы опубликуете, учитывать, что в советский период и сразу после него в Республику Молдова существовал только один юридический факультет. Просим также брать в расчет немногочисленность его выпускников и то, что в повседневной жизни должны существовать человеческие отношения, исходя из человеческого характера социальных существ. Может случиться так, что юристы часто контактируют с юристами, а не с представителями других профессий. Тот факт, что создаются семьи, в которых оба супруга являются юристами, не должен осуждаться. Если любовь есть, она не должна осуждаться. Если это существует, любовь не должна быть осуждена. Это один из бесчисленных жизненных путей. Что должно осуждаться, так это отсутствие независимости и беспристрастности у судей и несоблюдение их обязанности воздерживаться от судебного разбирательства, когда закон требует этого в конкретных случаях. Сам факт, что у судьи есть родственники в судебной системе, или что они являются членами других юридических профессий, в целом не ведет к выводу об отсутствии у него независимости и беспристрастности. Это была бы логическая ошибка», – уточняется в ответе ВСП.
Отвечая на вопрос, что делать, чтобы избежать возможных конфликтов интересов, которые могут возникнуть в Апелляционной палате, председатель инстанции Ион Плешка отмечает, что «здесь речь о Кодексе этики. Но у меня не было такой информации. Я даже не имею права наказывать. Я могу только предположить, что в будущем он больше этого не сделает, но у меня не было такой информации. Судья должен быть корректен в любой ситуации», – считает Плешка.
Раду Цуркану, председатель Кишиневского суда, сообщил нам, что в рамках инстанции не ведется учет количества судей, которые воздерживаются от рассмотрения дела из-за конфликта интересов. «Мы также информируем вас о том, что, в соответствии с Законом о декларировании имущественных и личных интересов, в Кишиневском суде содержатся соответствующие журналы, согласно приложениям к настоящему Закону», – пишет Цуркану в ответе на вопрос по теме.
Расследование проведено в рамках проекта «Мобилизация гражданского общества в целях поддержания неподкупности в секторе правосудия в Республике Молдова», осуществляемого Центром журналистских расследований и «Freedom House», при финансовой поддержке Государственного департамента США.
Виктор МОШНЯГ, Анатолий ЕШАНУ