Война или игра в войну? Председатель Парламента Андриан Канду объявил во вторник, что передал президенту Игорю Додону проекты законов, повторно принятых на прошлой неделе мажоритарной коалицией. Президент обязан их подписать, а если откажетесь, «мы обратимся в Конституционный суд. Мы будем идти до конца в этом противостоянии, которого не должно быть», – отметил глава законодательного органа.
Профир Танасчук, инженер
Не могу знать, что имел в виду г-н Канду, когда сказал «мы пойдем до конца», но я знаю, что в государстве все должны жить по тем же законам. Все. От мала до велика, как говорит старая народная поговорка. Президент, непрезидент, депутат, министр, кем бы он ни был – закон один. Я думаю, что именно это имел ввиду г-н Канду, чтобы Игорь Додон действовал так, как указано в законе, а не так, как он хочет, тем более, что является президентом и поклялся на Конституции соблюдать ее. В противном случае, должно последовать наказание за несоблюдение законов как происходит во всем цивилизованном мире, когда даже главы государств в конечном итоге попадают на скамью подсудимых. В справедливом мире закон – нравится нам это или не нравится, должен соблюдаться. Тогда будет справедливо для всех. А если проекты законов, принятые Парламентом и неподписанные Додоном, не являются хорошими, они должны быть представлены общественности, гражданскому обществу, академической среде для обсуждения. Президент об этом не просил. И поэтому создается впечатление, что это неповиновение закону.
Ион Негрей, историк
«До конца», как говорит г-н Канду или до «отсечения головы», не думаю, что дело дойдет. По крайней мере, на данном этапе. Всякий раз, когда ставился в Парламенте или вне парламента вопрос об отставке президента Додона, ДПМ и лично г-н Канду имели другую точку зрения. Это война или нет? На виду да, но придуманная война. Если серьезно, то нет никакой войны между президентской администрацией и другими структурами власти. Это игра. Это театр. И президент, и Парламент, и Правительство страдают от кризиса имиджа и, чтобы поддержать фасон, быть, каким-то образом на виду и сделать вид, что работают, они замышляют всевозможные сценарии – войну, чтобы показать нам, что есть там «наверху» кто-то, кто борется за наши интересы. В действительности, мы имеем дело с бицефальной властью и, по своей сути, антидемократической и антинародной.
Валентин Долганюк, политический аналитик
Война, не война, до конца или нет – все это приключение. Всем очевидно, что Плахотнюк нуждается в Додоне, а Додон в Плахотнюке. И тот, и другой существуют за счет другого. Но Плахотнюк не допустит быть побежденным Додоном. Во всем, что делает, Плахотнюку нужен громоотвод. Первоначально он имел В. Филата, а после того, как посадил его в тюрьму, нашел другого, Игоря Додона. Не Майю Санду, потому что она ему не подходила. И, несмотря на то, что посадил Додона в кресло президента, Плахотнюк ни при каких обстоятельствах не позволит ему командовать парадом, и, когда «придет час», задушит его. Политически, конечно. До тех пор Плахотнюк продолжит игру «в войну» с Додоном, чтобы строить из себя борца и привлечь на свою сторону антидодоновский электорат. Что будет с законами, представленными Канду? Если Додон так же пойдет «до конца» и не промульгирует их, то рискует быть обвиненным в узурпации государственной власти. Если нет, опустит голову и будет плакаться на митингах, в районах, и просить «президентскую республику».
Вирджил Мындыкану, профессор
«До конца» должно означать отставку Додона. Так я понимаю, но я не думаю, что это произойдет. Додон несколько раз нарушал закон, и, если г-н Канду и Демпартия хотелось бы поставить его на место, то сделали бы это давно. Либералы неоднократно ставили вопрос об отставке Игоря Додона, и что сделала ДПМ? Встала на его защиту. «Ворон ворону глаза не выклюет». Их договоренность старая и продолжится, по крайней мере, до выборов. Они все еще нуждаются друг в друге. Их война фальшивая. Для дураков. Однако, посмотрим, что будет дальше.