Материал Hromadske
Главного редактора русскоязычного медиапроекта «Голос ислама» Дмитрия Хамзу Черноморченко и его брата Алексея не пустили на территорию Украины. В погранслужбе заявляют, что они не обосновали цель визита. Сам Черноморченко говорит, что истинная причина отказа — в его религиозных и политических взглядах. Находясь в спецкомнате в зоне вылета аэропорта Одессы, Черноморченко ответил на вопросы Громадского. Мы собрали всё, что известно об этой истории.
Что произошло
25 сентября днём Дмитрий и Алексей Черноморченко прибыли на погранконтроль в аэропорту Одессы. Им сообщили, что так как они приехали в страну впервые, им надо будет пройти собеседование.
«Как я понял, сначала по итогам собеседования было вынесено положительное решение. Потом нам сказали подождать, в комнату входили сотрудники, как я понял, СБУ и погранслужбы, знакомились. После нескольких часов ожидания нам вручили документ об отказе», — поясняет Черноморченко.
Документ Громадскому предоставил Дмитрий Хамза Черноморченко
Официальная причина отказа звучала так: Черноморченко не могут подтвердить цель своего пребывания на территории Украины.
Цель визита. Версия погранслужбы
«Они вели себя спокойно, но неуверенно отвечали на вопросы, консультировались друг с другом. У пограничников возникли сомнения в истинной цели визита», — сказал Громадскому пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.
По его словам, сначала Дмитрий и Алексей сказали, что являются ITшниками. Потом пограничники выяснили, что они редактируют издание «Голос ислама».
Цель визита. Версия Черноморченко
«Я не афишировал, что являюсь редактором «Голоса Ислама», чтобы не переводить диалог в политическое русло», — говорит Дмитрий Громадскому. Он не отрицает, что сначала они представились украинским пограничникам как айтишники. Дмитрий говорит, что действительно занимается IT-бизнесом в Финляндии и в Ирландии.
Дмитрий говорит, что на самом деле ехал в Украину подавать прошение на получение гражданства. Уточняет, что документы, а также основания на это у него были.
«Моя мама родилась и проживала на территории Украины. Я должен подаваться в паспортный стол по месту будущего жительства. Мы арендовали квартиру и есть нотариально заверенное согласие хозяйки на мою прописку в этой квартире», — заявил Черноморченко.
Почему не пустили?
В Госпогранслужбе Громадскому объяснили, что Черноморченко не пустили именно из-за того, что изначально он озвучил неправдивую, по мнению ГПСУ, информацию о цели визита.
Черноморченко говорит, что причина указанная в документе, лишь формальная.
В частной беседе, утверждает он, один из пограничников ему объяснил, что решение о недопуске пришло из отделения погранслужбы в Одессе.
Якобы там нашли в российских СМИ компрометирующую информацию о Черноморченко и прислали ссылки на эти публикации пограничникам в аэропорт.
«Вы мусульманин, вы общественный деятель, вы исламист, в Турции вы поддерживали (президента Реджепа) Эрдогана. Именно поэтому вас не пустили», — пересказал Черноморченко свой разговор с пограничником.
Дмитрия и Алексея Черноморченко поместили в спецкомнату. Дмитрий уточняет, что у него онкологическое заболевание, а условия в комнате «спартанские»: «горячую» еду им так и не предоставили, кормили бутербродами из бортовых наборов.
Фото предоставлены Дмитрием Хамзой Черноморченко
Чем Черноморченко занимался в России
«Голос ислама», по словам Черноморченко, — самый популярный новостной мусульманский портал в русскоязычном интернете. В начале 2016-го года Роскомнадзор заблокировал этот сайт. Причин, говорит Черноморченко, две: освещение военных конфликтов в Сирии (в частности, издание опубликовало интервью с лидером запрещенной в РФ исламистской организации «Джабхат ан Нусра», которая является ячейкой Аль-Каиды) и Украине.
Дмитрий ответил на вопросы Громадского находясь в спецкомнате аэропорта Одессы
Сам Черноморченко был вынужден уехать из России пять лет назад. До этого он преподавал в мечети «Нур-ислам» на Ямале. В 2010-м нескольких прихожан мечети российские власти обвинили в экстремизме (позже суд их оправдал). Прокуратура обвиняла «Нур-ислам» в распространении экстремистской литературы и CD/DVD-дисков. Все это вынудило Черноморченко выехать в Турцию.
Оттуда он продолжал редактировать «Голос ислама». Говорит, что его издание выступало против аннексии Крыма и войны на Донбассе.
«Не знаю, как можно прокомментировать запрет на мой въезд в Украину… человека, ведущего яркую оппозиционную деятельность против путинского режима», – говорит Черноморченко.
Почему и как мусульман не пускают в Украину
Украинский правозащитник Максим Буткевич объясняет, что есть два формальных повода не пускать человека в страну: неподтвержденная цель поездки и недостаточное финансовое обеспечение.
«Критерии настолько размыты, что ими можно манипулировать как угодно. Часто решения о недопуске зависят от субъективного решения начальника смены на пункте погранконтроля», — объясняет Буткевич.
Статистики недопуска именно мусульман в Украину нет, так как такие случаи сложно отследить.
Украинский журналист и общественный деятель Анвар Деркач однажды стал свидетелем следующей истории: «Мусульманка Асият Абдулкаримова прилетела в Киев со своими семью детьми, чтобы просить убежища. Она об этом сказала сотруднику госпогранслужбы. Она была задержана, не допущена и отправлена назад в Каир с формулировкой: не допущена по решению компетентного органа. То есть СБУ считает, что приблизительно 40-летняя женщина и семь детей представляют опасность для Украины», — рассказал он Громадскому.
Анвар Деркач подчеркивает, что иногда украинские власти поступают нелогично: «В Украине постоянно живут люди из России, которые ведут вооруженную борьбу с российской властью. Есть такая организация «Имарат Кавказ» — она признана террористической многими государствами. Но те, кто воевал против России, живут в Украине. Это не очень афишируется, но это факт. Сейчас не пустили оппозиционера-мусульманина в Украину. Казалось бы, кто более опасен: журналист или люди, которые с оружием в руках воевали? Ответ очевиден».
Евгений САВВАТЕЕВ / Hromadske