Как справляются дети, у которых есть конфликт с законом? Кто о них заботится? Как их можно вернуть к жизни без юридических и экзистенциальных рисков? Механизм местной координации процесса управления делами детей-правонарушителей через Межотраслевую территориальную комиссию по работе с такими детьми был опробован в Оргеевском, Ниспоренском и Стрэшенском районах в рамках проекта «HOPE – Целостный подход к защите детей в Молдове».
На основе конкретных случаев ZdG расскажет, как дети, у которых есть конфликт с законом, могут социально реинтегрироваться.
Михай вернулся к своей матери
Михаилу (имя изменено, прим.ред.) 15 лет, он учится в 9 классе, хотя до недавнего времени школа была для него обременительным занятием. Специалисты, которые занимались его реабилитацией, говорят, что одной из причин, по которым жизнь этого ребенка сильно осложнилась, заключается в том, что его воспитывала мать-одиночка без постоянной работы и проживания, которая жила беспорядочно. Ребенок не испытывал ласки и любви со стороны матери. Так как он отсутствовал на занятиях, оставаясь дома без присмотра, его поместили в один из многофункциональных центров АО «CONCORDIA Proiecte Sociale». Через некоторое время, когда мать решила взять на себя родительские обязанности, Михаил вернулся в семью. Но с февраля 2023 года он забросил учебу.
По данным Инспектората полиции (ИП) по району проживания, парень из-за своего девиантного поведения с 2020 года состоит на учете службы взаимодействия с общественностью отдела общественной безопасности. В мае этого года Отдел уголовного розыска Инспектората полиции возбудил в отношении Михаила уголовное дело на основании обоснованного подозрения в совершении преступления, предусмотренного статьей 155 Уголовного кодекса – угроза убийством или причинением тяжкого телесного вреда или вреда здоровью. После совершения преступления подросток вместе с соучастником уехал в Украину, но их задержали на границе.
Для реабилитации Михаила Территориальная межотраслевая комиссия провела несколько заседаний по планированию репатриации ребенка в Республику Молдова. Был отправлен запрос украинским властям. Из ответа, присланного украинской стороной, выяснилось, что мальчик находился в центре в Одесской области, куда его поместили до решения дела. Были приняты меры по ускорению экстрадиции ребенка в Молдову. Матери ребенка оказали помощь, чтобы повысить ее родительские навыки, а также предотвратить новые возможные трудности. После предпринятых действий 15 ноября 2023 года Михаил был репатриирован в Молдову, и сейчас он воссоединился с семьей.
Судьба троих детей зависит от матери с тяжелой зависимостью от алкоголизма
Виорелу (имя изменено, прим. ред.) 15 лет. У него есть старший брат и младшая сестра. Межотраслевая территориальная комиссия, наблюдающая за жизнью этих детей, выяснила, что их семья социально уязвима и неорганизованна, отца нет, а мать не трудоустроена, и у нее запущенная степень алкоголизма. Они живут в антисанитарных условиях, и у них нет даже самого необходимого. Три года назад по решению органов местной государственной администрации (ОМГА), которые заметили непосредственный риск, которому подвергаются дети данной семьи, их поместили в районный Многофункциональный общественный центр. После того, как ОМГА заметили положительные изменения в ситуации семьи, дети вернулись домой. Однако через короткое время мать вновь стала пренебрегать своими обязанностями, а младшая дочь попрошайничала на улицах районного центра. Поэтому девочка вернулась в Центр размещения. Ситуация Виорела осложнилась после того, как в 2022 году его осудили за кражу мобильного телефона по статье 186 Уголовного кодекса и приговорили к 4 месяцам лишения свободы с испытательным сроком 1 год. Приговором было установлено, что в течение испытательного срока он не изменит место жительства без согласия уполномоченного органа и будет участвовать в программе испытательного срока.
Решения Межотраслевой территориальной комиссии
У Виорела наблюдался средний уровень развития социальных навыков. Он всегда контролировал свои эмоции и в своем поведении не проявлял гетероагрессии и, судя по всему, не представлял социальной угрозы. Хотя мать пренебрегала им, он относился к ней заботливо. Ребенок осознавал, что с раннего возраста он был лишен присмотра и ухода, что его безопасность и здоровье были под угрозой, поскольку его мать вела себя безответственно, а биологический отец не участвовал в воспитании детей. Ребенок не видел возможности интегрироваться в свою семью, а единственной социальной группой, которой он отдавал предпочтение, была семья соседей.
Межотраслевая территориальная комиссия решила поддержать его, чтобы он смог закончить гимназический цикл. Были приняты меры по установлению опеки над ребенком, чтобы у него были безопасное место жительства и благоприятные условия жизни. Ему оформили удостоверение личности, и ему были предоставлены возможности для профессиональной ориентации. Члены Межотраслевой территориальной комиссии сказали, что все эти действия обсуждались с мальчиком, и он согласился на них. За его ситуацией следят специалисты Главного управления социальной помощи и защиты семьи и Бюро пробации.
Важные сигналы, на которые окружающим следует обращать внимание
По мнению специалистов, участвующих в реабилитации детей-правонарушителей, сигналы, на которые всем окружающим следует обратить внимание, несложно заметить. В случае Виорела они были следующими:
- Ребенок бросал школу, и ему приходилось работать, чтобы прокормиться.
- У него больше не было круга друзей, и он общался только поверхностно, обычно с людьми постарше. В обществе он чувствовал себя изолированным и маргинализированным.
Детский омбудсмен: «Ни один ребенок не рождается преступником»
Василий Корой – Народный адвокат по правам ребенка (НАПР), также известный как Детский омбудсмен. Согласно уставу, он отслеживает и предотвращает дискриминацию и жестокое обращение с детьми, отдает приоритет их социально-экономическим правам и руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка. НАПР защищает детей и помогает им по запросу, даже без согласия родителей или законных представителей, заботясь о том, чтобы интересы детей были на первом месте во всех государственных решениях и действиях.
Детский омбудсмен утверждает, что ни один ребенок не рождается преступником и что нормализация антиобщественного поведения – это результат длительного жестокого обращения и пренебрежения, когда потребности ребенка не удовлетворялись и его права нарушались. «Любое подобное поведение можно предотвратить, если предотвратить все формы насилия в отношении детей», – утверждает Василий Корой.
По мнению детского омбудсмена, следующие важные меры следует предпринять для предотвращения антисоциального поведения детей:
1. Раннее выявление детей из группы риска
Обычно таких детей замечают только после того, как они начинают беспокоить взрослых в обществе. До тех пор их страдания остаются невидимыми, и травма увеличивается изо дня в день. Их выявляют поздно из-за небольшого числа специалистов и их недостаточной подготовленности, а также из-за высокой терпимости общества к насилию над детьми. Чем позже кто-то вмешивается, тем сложнее и длительнее будет лечение этих детских травм.
2. Помощь семьям с детьми
Зачастую неблагополучные семьи выявляют, но им не оказывают спектр услуг, необходимых для преодоления трудных ситуаций, что увеличивает риск антисоциального поведения детей.
3. Качественные услуги для детей с антисоциальным поведением, как для несовершеннолетних, так и для тех, кому уже исполнилось 14 лет
Мы можем заметить, что доступные в настоящее время услуги недостаточны и некачественны. Необходимы мультидисциплинарный подход и межсекторальное сотрудничество, которое следует усовершенствовать.
Проект межсекторальных процедур с целью повышения степени вовлеченности и ответственности центральных и местных органов власти в социальной реинтеграции детей из группы риска, находящихся в конфликте с законом, был реализован в рамках проекта «HOPE – Целостный подход к защите детей в Молдове». Проект был реализован Caritas Austria (основной заявитель) совместно с местными организациями-созаявителями «CCF Молдова – Ребенок, сообщество, семья», фондом Regina Pacis и социальной миссией Diaconia. Проект финансируется Европейским союзом, Австрийским агентством развития и Caritas Austria.
Анетта ГРОСУ