Материал Jam News
«Он был грубым человеком, лет на десять старше меня, очень его боялась. Он ударил меня один раз. Мама узнала, но ничего не сказала, чтобы не расторгать помолвку. Он писал сообщения на телефон весь день, а когда я отвечала поздно или холодно, злился, что, мол, ты обращаешься со мной, как с чужим, а не как со своим женихом. Я не могла сказать ни слова, но он действительно был мне чужой…»
Это говорит Гюляр, которую насильно обручила семья, когда ей было 16 лет. По ее словам, старшая сестра тоже была помолвлена еще до совершеннолетия. Им повезло, что семьи согласились между собой подождать несколько лет до того, как сыграть свадьбу — пока Гюляр исполнится 18 лет, а ее сестра Айтян (имя изменено) не окончит университет.
Гюляр жила с матерью, младшим братом и отцом-инвалидом в одном из районов Азербайджана. А ее сестра-студентка жила в Баку. Она говорит, что социальное положение семьи было очень тяжелым. Именно поэтому мать решила выдать ее и сестру замуж, как только попались сваты из состоятельных семей.
Гюляр, которая ходила обрученной два года, незадолго до исполнения 18 лет, сбежала в Баку к сестре. Здесь она познакомилась с Санубар Гейдаровой, социальным работником, которая помогает женщинам, подвергшимся насилию.
«Девочкам хватило смелости убежать от своих семей, чтобы не выходить замуж. Они были полны решимости не вступать в брак. Когда они обратились ко мне, я нашла им жилье, помогла обеим обратиться к психологу и пройти процесс реабилитации», — рассказывает Санубар Гейдарова.
Семья Гюляр и Айтян обратилась в полицию, чтобы найти их. В это время сама Санубар Гейдарова разговаривала с семьей и полицией, чтобы девочки не получили еще больше травм.
«Семья утверждала, что я похитила их дочерей. А я объясняла, что никого не похищала, просто они не хотят выходить замуж. За это время Гюляр уже исполнилось 18 лет, мы вместе пошли получать удостоверение личности», — говорит она.
В конце концов обе сестры смогли спасти свою жизнь от принуждения к замужеству.
Статистику ранних браков можно лишь предполагать
Согласно законодательству Азербайджана, возраст вступления в брак для мужчин и женщин наступает в 18 лет. В особых случаях брак может состояться в возрасте 17 лет на основании разрешения родителей и заключения соответствующих структур исполнительной власти.
Поскольку ранние браки официально не регистрируются, статистика детских браков в стране отсутствует.
Статистическую картину ранних браков можно оценить лишь по количеству детей, рожденных у несовершеннолетних в больничных условиях. Например, в 2022 году в Азербайджане у 15-17-летних девочек родились 2 011 детей. Это два процента всех детей, родившихся в прошлом году в стране.
В 2022 году 120 матерей в возрасте 15-17 лет родили во второй раз. В этом же возрасте еще 11 девочек стали матерями в третий раз. Из тех, кто стал матерями в раннем возрасте, 32 процента живут в городах, а 68 процентов — в селах.
По сравнению с 2011 годом (4 392), когда число детей, рожденных несовершеннолетними в Азербайджане, достигло своего пика, в прошлом году эта цифра сократилось вдвое. Однако в последние два года этот показатель снова начал увеличиваться. В 2021 году девушки 15-17 лет родили 1 650 детей, что на 361 больше, чем в прошлом году.
В 1990 году этот показатель составлял всего 151.
По мнению экспертов, цифры мало отражают проблему ранних браков в Азербайджане. Потому что не все роды у несовершеннолетних проходят в больничных условиях. Случаи родов подростков на дому в отдаленных селах официально не регистрируются. В большинстве случаев таких детей регистрируют после достижения их матерями совершеннолетия.
А также не все девочки, выданные замуж в несовершеннолетнем возрасте, сразу рожают.
«Советский опыт показывает, что просвещение и правовой контроль могут смягчить проблему»
По словам главы Общественного объединения «Дети Азербайджана», руководителя детского приюта Кямали Агазаде, в вопросе ранних браков большое значение имеют социальные и психологические факторы, а также отношение окружающих. Она говорит, что в основном в отдаленных регионах и селах люди с более религиозными убеждениями считают ранние браки приемлемыми.
«Некоторые с гордостью говорят, что наши бабушки выходили замуж в 9-10 лет. Они думают, что если так было раньше, то так должно продолжаться и сейчас. Самое главное для предотвращения этого явления — просвещение. Например, опыт СССР показывает, что в рамках просвещения и правового контроля можно существенно снизить проблему ранних браков.
В то время у людей также была привычка жаловаться на незаконные ситуации. Люди сообщали о таких ситуациях, с которыми они сталкивались в своем окружении, в соответствующие госорганы. «Сейчас мы вряд ли наблюдаем регулярное проведение подобных кампаний и чувствительный подход общества к этой проблеме», — говорит она.
«Она пришла в приют с тремя детьми в 18 лет»
Руководитель приюта также отмечает, что ранние браки не всегда заключаются непосредственно по желанию семьи. По ее словам, девочки-подростки иногда убегают от домашнего насилия и идут замуж, думая, что это выход.
«Одна из бывших бенифициаров, обратившаяся к нам, в 18 лет уже родила троих детей. Она рассказала, что в их доме каждый день происходили ссоры и физическое насилие. Она думала, что если выйдет замуж, то спасется от домашнего насилия. Но стало еще хуже.
Официального брака с человеком, за которого вышла замуж, у нее не было. Мужчина регулярно избивал ее и унижал на глазах у детей. Она, наконец, вместе с детьми убежала и пришла в приют».
Агазаде добавляет, что разрушается не только жизнь несовершеннолетних, вступающих в брак, но и жизнь детей, которых они рожают, они вырастают со многими травмами. Потому что дети, рожденные от травмированных матерей, не могут найти для себя правильный образец для подражания.
Уважительная причина для ранних браков?
По сообщению комитета по проблемам семьи, женщин и детей, в этом году «271 несовершеннолетнему разрешили вступить в брак со стороны исполнительной власти после выяснения причин, которые сочли уважительными».
Социальный работник Санубар Гейдарова говорит, что под «уважительными причинами» подразумеваются и неадекватные оправдания для разрешения ранних браков:
«В большинстве случаев семьи получают в местных исполнительных органах разрешение на брак несовершеннолетней дочери под предлогом «отец или дедушка… стар или болен…, надо сделать быстрее свадьбу, чтобы он тоже увидел, пока не умер». В таких случаях они узаконивают этот акт ранних браков. Некоторое время в Милли Меджлисе обсуждали вопрос об отмене оговорки про «уважительные причины» на брак до достижения совершеннолетия. После некоторых обсуждений тема совершенно забылась».
Правовым основанием для получения разрешения на ранний брак в местных исполнительных органах может служить только беременность девушки, считает адвокат Зибейда Садыгова:
«Согласно второму пункту статьи 176-1 (принуждение женщины к вступлению в брак, если эти деяния совершены в отношении лица, не достигшего брачного возраста), которая была добавлена в уголовный кодекс в 2012 году, предусмотрен штраф в размере до четырех тысяч манатов [около $2,3 тыс.] или лишение свободы на срок до четырех лет.
Но здесь не ясно, на кого распространяется это наказание — на родителей, которые вынудили девочку выйти замуж, родственников, которые промолчали об инциденте и даже поддержали, человека, который женился на несовершеннолетней? Более того, это считается нетяжким преступлением».
«Среда безнаказанности усугубляет проблему»
По мнению юриста, из-за всех этих лазеек закон неэффективен, он просто не работает.
«Ни в моем личном опыте, ни в опыте моих коллег я ни разу не встречала человека, который был бы наказан по статье о принуждении несовершеннолетнего к вступлению в брак. Несерьезное расследование жалоб в этом направлении приводит девочек в уныние, и впоследствии они отказываются от своих жалоб», — добавила Зибейда Садыгова.
Социальный работник Санубар Гейдарова тоже не слышала о тех, кто был бы наказан тюремным заключением в связи с ранними браками в Азербайджане:
«Если будут аресты за принуждение к ранним бракам, реальное решение проблемы станет возможным. Именно среда безнаказанности создает условия для того, чтобы семьи выдавали замуж своих малолетних дочерей под предлогом менталитета, традиций и ценностей».