Месяц войны. Долгий конфликт на Ближнем Востоке может вынудить Запад склонить Украину к перемирию с Россией

Автор: Светлана Гудкова, Заборона

Со дня, когда продолжительный военный конфликт между Израилем и ХАМАС стал настоящей войной, прошел ровно месяц.

7 октября 2023 года палестинская террористическая организация ХАМАС выпустила по Израилю около 2200 ракет; одновременно из Сектора Газа зашли диверсионные группы, которые расстреливали на месте и забирали в плен военных и гражданских. Дополнительные силы Армии обороны Израиля несколько дней останавливали продвижение нападающих. После этого ЦАХАЛ приступил к воздушной, морской и наземной операциям.

Эти события усилили политический раскол в мире — теперь Россия с Китаем продвигают в сети нарратив, что колониальный Запад поддерживает геноцидальную войну Израиля против Палестины. А сочувствующие палестинцам должны быть на стороне РФ в войне против Украины, ведь Израиль и Украина — это американские прокси.

Основные события, их причины и последствия для мира и Украины вместе с экспертами анализировала редактор Забороны Светлана Гудкова.

Провал разведки Израиля

У Израиля едва ли не самые разветвленные и лучше финансируемые разведывательные службы на Ближнем Востоке — с информаторами и агентами внутри палестинских боевиков, а также в Ливане, Сирии и других местах. Благодаря этому Тель-Авив, казалось, всегда был на шаг впереди. Но неожиданное и успешное для ХАМАС наступление поставило под сомнение всесильность израильских спецслужб.

Давид Гендельман. Фото: Давид Гендельман / Facebook

Как так получилось, что страна, имеющая наибольший опыт в противодействии террористическим организациям, пропустила столь масштабную атаку? Израильский военный эксперт Давид Гендельман объясняет это неверной оценкой текущей ситуации на территории Сектора Газы.

«Это был провал как израильской военной разведки, так и Шабак [Шин-Бет, Общая служба безопасности Израиля] по двум направлениям. Первый — не была раскрыта непосредственная подготовка к операции. Второй — неправильная оценка намерений противника. После довоенных столкновений между Израилем и ХАМАС последние получили то, что хотели. Это и экономические преференции, и больше разрешений на труд для палестинских рабочих в Израиле, и очередной транш катарских денег. Казалось, что террористы сейчас не заинтересованы в эскалации, поэтому и была дана неверная оценка их намерениям», — объясняет эксперт Забороны.

Следовательно, не раскрыли подготовку к наступлению — израильская армия не находилась в состоянии повышенной боеготовности. Когда в последние часы перед атакой поступали невнятные сигналы о какой-то активности вблизи границы, разбираться было уже поздно. ХАМАСу хватило времени для прорыва. «Это был полный провал спецслужб Израиля», — считает Гендельман.

Но кроме недоработки разведки, государство Израиль слишком полагалось на пограничный с Сектором Газы барьер. Стена стоимостью $1 миллиард оснащена самыми современными средствами наземного и подземного наблюдения и дистанционно управляемыми пулеметами на границе. Вдоль стены обустроены позиции для прицельной стрельбы, базы с танками, бронетранспортерами и пехотными подразделениями.

Отсутствие информации об угрозе и надежде на пограничную систему охраны привели к тому, что израильская армия расслабилась — у нее не было достаточно сил, чтобы противостоять прорыву около 3000 террористов ХАМАС.

«Они просто смели все находившиеся на границе подразделения. Провал находился в неправильной концепции обороны границы. Считалось, что если нет никаких предупреждений от систем, то много сил не требуется. Слишком большая надежда была на технологические дистанционные средства, которые были выведены из строя ударами из противотанковых ракетных комплексов и дронов», — говорит Гендельман.

Конечно, на место прорыва террористов было оперативно отправлено подкрепление. Во время зачистки ЦАХАЛ уничтожил около 1000 террористов, еще более 200 пленил. Но ХАМАС все равно хватило времени, чтобы совершить на территории пограничных кибуцев зверства, ужасающие мир.

Фото: BBC

Гражданские жертвы израильских авиаударов

Оправившись от последствий дерзкой атаки террористов, Израиль объявил войну и мобилизовал все свои военные силы. Первая фаза операции по уничтожению террористической организации на территории Сектора Газы началась с воздушной атаки. 8 октября Израиль нанес более 1000 авиационных ударов по военным и административным объектам группировки ХАМАС.

«В настоящее время авиационными ударами поражено более 11 000 целей: штабы, командные пункты, тоннели, пусковые установки, склады вооружений, укрепрайоны и прочее», — говорит Гендельман.

Но вместе с пораженными целями жертвами ударов стали гражданские. По состоянию на 7 ноября в секторе Газа погибли более 9000 человек. Израильский военный эксперт уверяет, что ЦАХАЛ делает все возможное для понижения количества жертв среди мирного населения.

«Израиль призвал население к эвакуации из северной части Сектора на юг, где отведена свободная от ударов зона: туда поступает гуманитарная помощь и поставляется вода. Кроме того, армия выбирает цели для ударов, а не ведет ковровые бомбардировки. Если бы не это, жертв было бы гораздо больше. Но когда идет война такого масштаба, жертвам среди граждан избежать не удастся», — сказал израильский военный эксперт.

Со своей стороны, реагируя на ужасающие последствия израильских авиаударов, 27 октября Генассамблея ООН приняла резолюцию с призывом к немедленному перемирию в зоне палестино-израильского конфликта и оказании гуманитарной помощи. Между тем во многих странах мира прокатились многотысячные протесты с требованием прекращения огня в Секторе Газы и призывом помощи палестинцам.

Вячеслав Лихачев. Фото: Вячеслав Лихачев / Facebook

Эксперт Центра гражданских свобод, востоковед Вячеслав Лихачев считает, что после безжалостной атаки террористов у правительства Израиля не было выбора действовать иначе, и Тель-Авив доведет военную операцию до конца.

«Израиль с каждым днем ​​все больше не то чтобы теряет внешнюю поддержку, но подвергается мощной кампании в мире, направленной на остановку боевых действий и введение режима прекращения огня. Симпатия к израильтянам после ужасов 7 октября теряется, весь мир видит только разрушенные дома и жертвы в Газе. Это, безусловно, усиливает давление на Израиль. Но уровень шока в израильском обществе настолько велик, что шансов на то, что армия остановится на каком-нибудь компромиссном варианте, нет. У Израиля сейчас нет другого пути, кроме полного и окончательного разгрома ХАМАС», — сказал Забороне эксперт.

Вторая фаза. Наземная операция Израиля

По первой фазе войны Израиль анонсировал масштабную наземную операцию в секторе Газа. Кроме пехоты, израильские ударные силы должны включать танки, саперов и спецподразделения. Прикрывать сухопутные силы должны были боевые самолеты, вертолеты, беспилотники и артиллерия, которая будет стрелять из суши и моря. В мире ожидали мощного наступления уже 14-15 октября, однако этого так и не произошло.

Илия Куса. Фото: Украинский институт будущего

По мнению эксперта по международной политике и Ближнему Востоку «Украинского института будущего» Илии Кусы, отказаться от первоочередной задачи Израиль заставили ЕС и США.

«Чем дольше идет война, чем больше становится жертв, тем токсичнее становится для стран ЕС и США поддержка Израиля. Поэтому они давят на израильские власти, чтобы они ограничили военную операцию и в конце концов покинули Газу после выполнения основных боевых задач. Думаю, к этому все идет», — считает эксперт.

Не разделяет это мнение Давид Гендельман. Он объясняет, что молниеносная наземная операция в Газе невозможна, ведь ХАМАС долгие годы выстраивал систему обороны. И взятие наземных и подземных укрепрайонов, даже после массированных авиаударов, не может быть быстрым.

«Бригадные тактические группы продвигаются с севера и востока в Газу. Параллельно южнее города армия отсекает путь для изоляции района проведения боевых действий и препятствия опрокидыванию подкреплений противника. Постепенно идет полное оцепление города Газа с продвижением внутрь для зачистки и ликвидации противника. Это не был большой бросок — наземная операция продолжается и идет постепенно из-за сложной местности», — объясняет он.

3 ноября спикер ЦАХАЛ Даниэль Хагари заявил, что армия окружила Газу и окрестности города с воздуха, суши и моря. Продолжительность наземной операции министр обороны Израиля Йоав Галлант оценивает в три месяца.

Большая война на Ближнем Востоке

В США допускают, что противостояние между Израилем и группировкой ХАМАС может перерасти в региональный конфликт на Ближнем Востоке. Эксперты также не исключают такой возможности, особенно если в войну вступит Иран. Именно поэтому, по их мнению, американцы и опрокидывают свои силы в регион. Это пока позволяет сдерживать Тегеран, но полностью не исключает вероятности наступления иранских войск.

«Это возможно, если первый удар нанесет Израиль. Хотя нельзя полностью исключать вероятность того, что Иран сам вступит в эту войну. Но наращивание американской силы в регионе продолжается именно на случай войны. Совместные боевые действия Израиля и США в последние годы не раз отрабатывались на учениях, то есть мы можем увидеть и это», — не исключает Давид Гендельман.

В настоящее время Иран ведет войну против Израиля руками своих прокси — йеменских хуситов и террористов ливанской «Хезболлы». Последние также неоднократно угрожали вступить в войну всеми своими силами, однако эксперты пока не видят предпосылок для этого.

«Иран пытается создать ощущение угрозы для Израиля, как минимум, из-за полномасштабного вмешательства Хезболлы. Но пока на границах Израиля мы наблюдаем ограниченную эскалацию. Кажется, что Хезболла не присоединится в полном объеме к этому противостоянию», — выразил свое мнение Лихачев.

Приобщатся ли к великой войне другие страны Ближнего Востока, пока сказать сложно. Кроме Сирии, другим государствам невыгодно вступать в войну, и они не заинтересованы в региональном конфликте. Но невозможно предсказать, как будут разворачиваться события, если кто-нибудь нажмет на спусковой крючок.

«Следует вспомнить, что предыдущие большие военные конфликты происходили не потому, что стороны-участницы были в них заинтересованы, а потому, что они недооценили определенную динамику развития эскалации. Поэтому сценарий масштабной войны на Ближнем Востоке все еще не исключен, хотя пока выглядит маловероятным», — подчеркнул Лихачев.

Сотни человек погибли в результате ракетного обстрела больницы в Газе
Фото: Al Jazeera

Уменьшение поддержки для Украины

Конфликт на Ближнем Востоке поставил под вопрос способность Запада одновременно поддерживать две войны. В октябре президент США Джо Байден подал в Конгресс запрос более чем на $105 млрд оборонной помощи, включающий $61,4 млрд помощи Украине и $14,3 млрд — Израилю. Байден призвал Конгресс проголосовать обе инициативы в пакете.

Однако Палата представителей США 2 ноября одобрила пакет военной помощи только для Израиля. И хотя Байден заявил, что ветирует законопроект, проблема для Украины уже очевидна.

«В Америке чувствуется усталость от Украины, и события на Ближнем Востоке это только усугубляют. Израиль для США ценнее Украины, и чем больше будет разгораться война там, тем, вероятно, США будут охотнее давать деньги Израилю, а не Киеву. Уже сейчас те $14 млрд помощи Тель-Авиву выделяются за счет сокращения расходов на другие сферы, в том числе на внутренние нужды Штатов. Также США будут думать, где им сокращать расходы для выделения $64 млрд помощи Украине. То есть если они уже думают, где сократить для Израиля, то торги по Украине будут еще больше», — говорит Илия Куса.

Более возможными последствиями для Украины, как считает Вячеслав Лихачев, будет потеря глобальной поддержки на международных площадках. По его мнению, Россия и Китай довольно удачно формируют нарратив, что колониальный Запад поддерживает геноцидальную войну Израиля против Палестины. Поэтому тот, кто поддерживает в этом конфликте палестинцев, также должен поддерживать Россию в войне против Украины, потому что Израиль и Украина — это американские прокси.

«Украина израсходовала значительные ресурсы, чтобы объяснить глобальному Югу, что она борется против колониальной агрессии, и все эти усилия могут быть разрушены. Конечно, у нас нет большой поддержки в странах арабского мира, но это оказывает влияние на дальнейшие перспективы. Например, по созданию специального трибунала по поводу преступлений и агрессии РФ. И все эти изменения мы увидим на следующих голосованиях в ООН по украинскому вопросу. Мы теряем глобальную поддержку в странах Азии и Африки», — резюмирует востоковед.

И одним из самых больших рисков для Украины в случае перерастания конфликта в региональную войну на Ближнем Востоке есть вероятность заморозки войны с Россией, считает Илия Куса.

«Дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке не в украинских интересах, но в интересах РФ. Чем больше будет таких эпицентров напряжения в мире, тем больше на Западе будут говорить о перемирии в Украине. Это единственный потенциальный для нас риск. Поэтому в наших интересах, чтобы война в Газе осталась локальной», — уверен эксперт.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -