Материал Hromadske
10 сентября в России пройдет единый день голосования — выборы состоятся в 82 субъекте Федерации. Будут избирать 16 губернаторов, мэров городов, муниципалитеты и местные советы депутатов – а это около 6 тыс. избирательных кампаний. Громадское разбиралось, почему эти выборы важны и можно ли будет верить полученным результатам.
Как проходят выборы
В этом году будет тестироваться новая система голосования для тех, кто не сможет прийти на свой участок в день голосования. Раньше такие избиратели должны были получать в своем регионе открепительное удостоверение, и потом с ним голосовать на любом участке. Например, если ты работаешь в Москве, а прописан во Владивостоке, то должен лететь за открепительным на другой конец страны. Кроме того, система открепительных часто использовалась для фальсификаций.
Теперь от нее решили отказаться — избиратель сможет подать заявление в ближайшую избирательную комиссию и попросить включить его в списки. Правда, если он сделает это накануне выборов (менее чем за четыре дня), то проголосовать он сможет лишь на специально отведенных участках. Таких будет около 2,6 тыс. по всей стране.
Новая процедура будет действовать на выборах в 20 регионах. Открепиться можно в пределах одного субъекта — логично, что жители Сахалина не должны выбирать мэра Твери.
Почему это голосование важно
Единый день голосования (ЕДГ) — это тренировка перед выборами президента, которые состоятся в марте 2018 года. Все технологии, которые будут применяться там, проходят сегодня обкатку.
Центризбирком называет изменения революционной отменой «избирательного рабства» и подчеркивает, что они призваны повысить явку и привлечь тех, кто раньше не ходил на участки. Это делается для того, чтобы явка на президентских выборах была максимально высокой — в последние годы интерес к выборам в России традиционно падал из-за понятного исхода голосования. А президенту избираться при такой низкой поддержке населения несолидно.
«Новая система вызывает опасения наблюдателей, мы пока не понимаем, как она будет действовать на практике», — говорит сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Так что предстоящий день голосования станет проверкой и для «казаков», и для «разбойников».
Что будет происходить в Москве
В Москве будут выбирать советы муниципальных депутатов — низший уровень городской власти.
Мундепы согласуют установку шлагбаумов при въезде во двор или установку лавочек у подъезда. Однако у них есть еще одна функция — муниципальные депутаты отдают свои подписи в поддержку кандидата в главы субъекта. Через год, в сентябре 2018-го, в Москве будут избирать мэра. И именно муниципальные депутаты будут решать, кто в итоге окажется в списке претендентов.
На этих выборах будет реальная конкуренция — столичные власти решили не препятствовать выдвижению городских активистов, и они зарегистрировались во всех районах. Экс-депутат Госдумы, оппозиционер Дмитрий Гудков организовал штаб, помогающий независимым кандидатам. Однако пропустив на выборы всех, власть создала конкуренцию внутри оппозиции.
Как отреагировала мэрия
В Москве стратегия властей отличается от федеральной. Здесь власти сделали ставку на так называемую «сушку явки» — они стараются не информировать людей о предстоящем голосовании. Глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов признал, что эту часть работы комиссия провалила. Кроме того, в Москве местным законом разрешили комиссиям самим решать, как будет выглядеть сводный плакат о кандидатах (такие плакаты висят на участках с биографической справкой о кандидатах). Так что в половине округов на них не будет даже фотографий кандидатов.
Активисты взяли заботы по оповещению жителей о выборах на себя. Фото: Василий Вайсенберг
Все это делается для того, чтобы избиратель, который все-таки дошел до участка, не смог узнать того, кому симпатизирует. Зато на выборы придут те, кому укажет администрация — городские власти активно используют административный ресурс, указывают эксперты «Голоса».
Кто следит за выборами
В России существует несколько общественных движений, которые занимаются наблюдением за выборами. В первую очередь это «Голос», «Гражданин наблюдатель», «Выборы — народный контроль», «Сонар». В них участвуют волонтеры, существовать они могут лишь на пожертвования и президентские гранты.
По закону о некоммерческих организациях получать деньги от зарубежных фондов таким структурам запрещено, иначе они должны регистрироваться как «иностранные агенты».
В 2017 году ни одно объединение, занимающиеся избирательными технологиями, не получило поддержки президента. «Голосу» отказывают в государственных грантах с 2015 года.
Будут ли нарушения
В последние годы большинство нарушений наблюдается на этапе выдвижения кандидатов — неугодным власти просто не дают зарегистрироваться. Одним из таких механизмов стал «муниципальный фильтр» — процедура сбора подписей местных депутатов, о которой уже упоминалось ранее. Практика показала, что за все время существования этого заградительного барьера ни одному независимому кандидату не удалось самостоятельно собрать необходимое для выдвижения количество подписей муниципальных депутатов.
Однако нельзя сказать, что все уже предрешено. «При низкой явке победителя будет определять разница буквально в несколько голосов, — отмечает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц, — И будет очень большой соблазн что-то там подчистить, подправить, подрихтовать… и здесь очень важно, чтобы был контроль. Об этом мы сможем узнать только в том случае, если на участках действительно будут наблюдатели».
Наталья Тихонова / Hromadske