К концу 2023 года Молдова планирует начать переговоры, а к 2030 году – стать членом ЕС, но для этого «государствам-кандидатам придется провести реформы» и решить вопрос с «двусторонними конфликтами с другими государствами». Такое заявление сделал председатель Европейского совета Шарль Мишель. В то же время министр иностранных дел Нику Попеску утверждает, что приднестровская проблема не является камнем преткновения в процессе вступления в ЕС: «Территория, контролируемая молдавским правительством может вступить в ЕС, независимо от того, что происходит на нашем востоке», – заявил Попеску, а президент Майя Санду поддерживает его заявляя, что «приднестровская проблема будет решена позже, если мы не сможем решить ее до вступления Молдовы в ЕС».
Александр Фленкя, бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции
Членство в ЕС предоставляется государствам, а не территориям. В Евросоюз нельзя импортировать ни конфликты, ни российскую армию, нельзя оставлять решение приднестровского конфликта на постприсоединительный этап. Это означало бы, по сути, отказ от 1/10 части суверенной территории нашей страны и от 300 тыс. законных молдавских граждан, которые имеют точно такие же права, как и те, кто находится на правом берегу, в том числе право быть европейскими гражданами при вступлении, у себя дома, без необходимости покидать зону конфликта. Реинтеграция против евроинтеграции – это ложная дилемма. Страна может и должна быть реинтегрирована без промедления. Время для этого пришло, пока продолжается война. После войны, как и после вступления в ЕС, будет уже слишком поздно.
Виталие Маринуца, бывший министр обороны
Я считаю, что созданы необходимые условия и мы должны приложить все усилия для скорейшего урегулирования приднестровского конфликта. Это и есть отправная точка. На мой взгляд, риторика о том, что мы можем вступить в ЕС сначала без приднестровского региона, а потом будем решать и приднестровский конфликт, ошибочна. Это чистый вымысел. Конфликт нужно решать уже сейчас, и есть много возможностей, которые позволят это сделать. Посмотрите, что произошло в Нагорном Карабахе, который, воспользовавшись тем, что Россия ослаблена войной в Украине, продвинулся в решении конфликта. Нагорный Карабах капитулировал перед армией Азербайджана. Похоже, что это конец 35-летней войны между Азербайджаном и Арменией. Нам было бы даже легче, потому что это не межэтнический конфликт. Если была бы политическая воля, ситуация продвинулась бы далеко вперед, тем более что и в Украине есть желание разрешить этот конфликт. Россия ослаблена, и я думаю, что сейчас самое время.
Юрие Реницэ, бывший посол
Подобные заявления министра иностранных дел и главы государства носят скорее предвыборный, чем реалистичный характер. Нынешняя ситуация в Европе в области политики и безопасности, в том числе нынешний состав Европарламента (благоприятный для Республики Молдова), может не совпасть с ситуацией 2030 года. В странах ЕС активизируются радикальные и изоляционистские силы. Как всегда, Республика Молдова демонстрирует отсутствие политической воли и политической вертикали в отношении решения своих основных политических проблем и проблем безопасности. Так было всегда, начиная с 1991 года. Почему нынешняя правящая ПДС не принимает декларацию, объявляющую Приднестровский регион территорией, оккупированной Российской Федерацией, со всеми вытекающими отсюда международно-политическими, правовыми последствиями и последствиями для безопасности? Почему не денонсируется молдавско-российская конвенция 1992 года, в том числе почему не выдвигается требование о выводе так называемых российских миротворческих сил, укрепивших сепаратистский режим в Тирасполе? Урегулирование приднестровской проблемы должно происходить без участия России и ОБСЕ, поскольку Москва обладает правом вето, позволяющим блокировать любые инициативы. Сегодня у Кишинева есть все возможности начать эффективный процесс урегулирования этого вопроса при наличии политической воли.
Подготовил, П.Г.