Материал hromadske
С помощью Нобелевской премии мира снова хотят «помирить» Украину, Россию и Беларусь, отметив организации из каждой страны. Среди них — скандальное «Украинское движение пацифистов», руководители которого заинтересовали правоохранителей. Что известно об этой организации, которая во время войны предлагает достигать мира «ненасилием» — разбиралось hromadske.
Общественная организация «Украинское движение пацифистов» создана в 2019 году, как отмечается, для адвокации прав человека «на мир» и отказа от военной службы. На Нобелевку ее предлагают выдвинуть вместе с белорусским правозащитным центром «Наш Дом» и российским «Движением отказников от военной службы».
Выдвигает это трио Международное бюро мира в Берлине, которое тоже было лауреатом Нобелевской премии мира (правда, 113 лет назад). Своих кандидатов бюро избрало из-за их «приверженности своим усилиям как защитников мира, отказа от военной службы по мотивам совести и прав человека, особенно после 24 февраля 2022 года».
Главные лица пацифистов
Соучредителями «Украинского движения пацифистов» указываются три человека: Руслан Коцаба, Игорь Скрипник и Юрий Шеляженко.
Ивано-Франковский журналист и блогер Руслан Коцаба, пожалуй, самый медийный из своих коллег. Как герой национальных новостей, он «засветился» в 2015 году (хотя и до этого привлекал к себе внимание громкими заявлениями).
Тогда, спустя год после вторжения России в Крым и начала войны на Востоке, Коцаба записал«обращение к президенту», где призвал украинцев уклоняться от мобилизации. В записанном на ходу видео Коцаба разъяснял, что ему легче отсидеть в тюрьме, чем «идти на гражданскую войну убивать своих земляков на Востоке», которые просто «хотят жить отдельно»; что «добровольцев сделают крайними за проигрыш украинской армии»; что Порошенко должен ехать на переговоры с Путиным, захарченко или еще с кем угодно.
Как отметят позже в суде, Коцаба работал по заказу российского телеканала «НТВ», а это его видео показывали на «Первом канале» и «Россия 1».
После обращения Коцабу задержали, Служба безопасности Украины возбудила в отношении него дело о государственной измене. Интересы Коцабы в суде представляла скандально известная Татьяна Монтян, которую теперь будут саму судить за коллаборационную деятельность и оправдывание войны против Украины.
Измены в действиях Коцабы судьи не нашли, но осудили его за препятствование деятельности Вооруженных сил Украины. Позже апелляционный суд полностью оправдал Коцабу. В 2017 году другой суд отменил оправдательное определение, а с 2018-го началось новое рассмотрение дела. С апреля 2019 дело находится на рассмотрении в Коломыйском суде.
К моменту приговора первой инстанции Руслан Коцаба 15 месяцев пробыл в СИЗО. Если до этого его называли «маргинальным», то время за решеткой открыло для него дорогу «мученика» и сделало лицом антимобилизационного движения. Он не отказывался от выступлений на российском телевидении, где рассказывал о «братоубийственной войне» и говорил, что «лучше плохой мир, чем хорошая война».
Еще в 2014 году Коцаба заявлял, что работает как журналист от «112 канала», получив «аккредитацию» от боевиков в захваченном Луганске. В ходе судебных процессов над Коцабой канал отрекся от него.
Но его медийная карьера не угасла, как раз наоборот. Уволенного из СИЗО Коцабу пригласили в партию «За жизнь» (она же ОПЗЖ), предложили работу на «антиукраинских» «17 канале», канале «Киевская Русь», пригласили ведущим-гостем на NewsOne, где тот рассказывал о «гражданском конфликте» и т.д.
Где Коцаба сейчас? По данным СМИ, в августе 2022 года он смог уехать из Украины на основании того, что сопровождал свою мать с инвалидностью. Сам он признал, что сделал это незаконно, «воспользовавшись коррупцией». Адвокат Коцабы в суде сообщила, что он поехал в США по программе, которую для помощи украинским беженцам ввел президент США Джо Байден. В настоящее время он оформляет в США статус политического беженца.
Тем временем Коцаба продолжает «вещать» через YouTube, называя себя «христианским пацифистом». В своих роликах он продвигает все любимые тезисы роспропаганды: «военные — пушечное мясо», «у Украины нет независимости и суверенитета», «президент Зеленский — наркоман и диктатор». Коцаба даже пытается убедить своих зрителей, что украинцы «заслужили войну». Ожидаемо, что в комментариях много отзывов в поддержку на русском языке.
Другой соучредитель «Украинского движения пацифистов» — Юрий Шеляженко — в отличие от Коцабы остается в Украине. Также, кажется, именно он является главным репрезентантом организации: проводит онлайн-собрания, записывает заявления в поддержку иностранных пацифистских организаций и контактирует с ними.
Когда украинские СМИ опубликовали новость о выдвижении «организации Коцабы» на премию мира, он возмутился: «У нас вообще-то коллективное руководство. Я тоже руководитель… И учитывая, что это была моя идея создать организацию в 2019 году и я пригласил Коцабу и Скрипника в соучредители, правильно было бы говорить: движение пацифистов Шеляженко, движение пацифистов Скрипника».
Сам себя Шеляженко называет «ученым-юристом, интеллектуалом, верующим в себя». Последнее особенно интересно, поскольку он также является основателем некого «Украинского Душевного Сообщества», где имеет статус «Хранителя веры» (похоже, предоставлен самому себе).
В соцсетях Шеляженко отмечает, что работал редактором/журналистом и имеет свою «независимую газету “Правдоискатель”», последняя публикация которой вышла в январе 2022-го.
Кроме того, на платформе ResearchGate Шеляженко опубликовал десятки текстов как автор того же Международного бюро мира. На сайте отмечается, что он — доктор философии и работает над анализом «украинско-российского конфликта и права человека на отказ от военной службы по мотивам совести». Из последних текстов Шеляженко, например, доклад о министре образования Украины Оксене Лесовом с обвинением в милитаризме и плагиате.
Сейчас Шеляженко, как и Коцаба, находится в поле зрения правоохранителей. В августе он заявил, что СБУ пришла к нему с обысками на основании судебного постановления, где речь идет о распространении информации антиукраинского характера. Уже 7 сентября СБУ и киевская прокуратура официально сообщили, что Шеляженко объявили о подозрении в оправдывании вооруженной агрессии России.
Согласно документам, показанным самим Шеляженко, в сентябре 2022 года «Украинское движение пацифистов» направило Офису президента свою «Мирную повестку дня для Украины и мира». Но там его не проигнорировали, а обратились в СБУ.
Если коротко, то главные тезисы документа таковы: нужно прекращение огня, рано или поздно все равно придется садиться за стол переговоров, а самозащита должна быть ненасильственной и безоружной (как это работает во время полномасштабной войны — не уточняется).
Кроме того, пацифисты говорят о «трагических ошибках, совершенных с обеих сторон конфликта», «произволе и правовом нигилизме Вооруженных Сил Украины», что «неправильно становиться на сторону любой из воюющих армий» и «создание мифа о враге, с которым якобы невозможно договариваться».
Есть в документе и одно предложение, которым якобы осуждается российская агрессия. Звучит оно так: «Разделяем позиции [Генасамблеи ООН]».
Вывод эксперта СБУ, который показал Шеляженко, называет пункты этого документа «утопическими», «бессодержательными» и «абстрактными». Сам Шеляженко не считает документ утопией — люди из Беларуси и России уже убегали из стран, а значит режимы Лукашенко и Путина «не досчитались солдат».
В видеореакции на заключение СБУ Шеляженко заявил, что в их заявлении за мир между строк «нашли что-то преступное, чего там вообще нет».
«Мы, общество во все стороны фронтов, не сели на голову Путину и путиноидам, не сели на голову Зеленскому и не кричим на всех языках мира: мир, мир, мир, нет войне! Мы должны нести эту ношу и активнее сопротивляться не только позорной агрессивной войне и преступлениям российской армии, но и милитаристической политике режима Зеленского […] Мы должны сказать решительно: Путин, вон из нашей мирной Украины», — объяснял Шеляженко.
Суд отправил Шеляженко под ночной домашний арест с возможностью покинуть жилье во время воздушной тревоги и оказания неотложной медицинской помощи.
Среди прочего, Шеляженко обвиняют в публичных призывах противостоять мобилизации, к отмене запрета на выезд мужчин призывного возраста и т.д. СБУ указывает, что Шеляженко также рассылал иностранным дипломатам выдуманные справки о войне в Украине и этим пытался испортить имидж Украины перед международными партнерами.
Об Игоре Скрипнике известно немного. У него есть собственный YouTube-канал, где набирается по несколько десятков просмотров под видео. Ролики чередуются размышлениями о боге, криптовалюте, 5G и службе в армии как «рабстве».
В 2019-2020 годах его заинтересовали обращения к власти. Он является автором ряда петиций к президенту и Верховной Раде, ни одна из которых не набрала более 300 подписей. Вот некоторые из них:
- проект закона об отмене срочной военной службы в армии Украины;
- Уволить всех депутатов Верховной Рады. Оставить по одному от партии. Сила голоса равняется количеству полученных избирателей.
- Отменить налог на добавленную стоимость НДС, как требует концепция 5.10.
- Министра образования Новосад в отставку за надругательство над христианскими ценностями и гомосексуальный подход к образованию в детских садах и школах.
При всей одиозности этого трио и незначительной поддержке, «Украинское движение пацифистов» все же находит медийные платформы для продвижения. В Украине об организации в основном пишут медиа аналитики, украинские СМИ — только тогда, когда относительно соучредителей движения есть «горячие» новости. Но за границей украинских пацифистов поддерживают такие же пацифистские организации.
Как вы могли понять, Международное бюро мира является партнером Украинского движения пацифистов. Там уже публиковали заявление Шеляженко: «если меня посадят за пацифизм, я даже в тюрьме найду способ быть полезным миролюбивой Украине». Солидарность с Шеляженко после рассказа об обысках СБУ также выразили организации/активисты из Великобритании, Германии, Италии, Словении. Возможно, их влияние невелико, и в разной степени качества иностранных СМИ стали появляться статьи о том, что «СБУ Зеленского заглушает мирные голоса».
В августе The New York Times опубликовало статью об отказниках от службы в Украине, героями которой стали мужчины, о которых писало «Украинское движение пацифистов». Автор статьи отмечает, что в Украине «возникают вопросы соблюдения прав человека».