В понедельник, 4 сентября, у нас была поездка в Страшенах. Мы встретились с представителями ряда учреждений, чтобы обсудить проблемы детей, находящихся в конфликте с законом, о трудностях, с которыми сталкиваются эти дети, их семьи и учреждения. Мои коллеги готовят репортаж об этой встречи, а я хочу обсудить с вами вопрос о нежеланных детях и о том, что одних детей любят все, а других – никто.
В последние десятилетия семьи предпочитают рожать все меньше детей, и это возводит рождение ребенка в ранг уникального, особенного события, в один из главных смыслов жизни. Фотографии с детьми выкладываются в Facebook, Instagram, родители демонстрируют свою гордость. Но не во всех семьях ребенок, которого любят при рождении, остается любимым до тех пор, пока вырастет. Одних детей бросают, отвергают и ненавидят уже в 7-8 лет, когда они начинают ходить в школу, других – к 12-15 годам, когда они оказываются в конфликте с законом.
Послушного, усердного и умного ребенка любят все, а ребенок, не соответствующий этим параметрам, становится проблемой не только для семьи, но и для всего общества. Когда ребенка бросают, что является настоящим преступлением, он начинает совершать противоправные действия. Из этой ситуации ребенок практически не может вернуться, он остается, возможно, на всю жизнь по ту сторону общества. Единственный способ не дать ему туда попасть, это никогда его не бросать.
Дискуссия в Страшенах, как и другие дискуссии, которые мы имели до этого в Единцах, Бельцах, Кагуле или Унгенах, подтвердила один факт – дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не обязательно происходят из бедных, или неполных семей, с родителями алкоголиками. Иногда они происходят из материально обеспеченных семей, с яркими аккаунтами в социальных сетях и красивыми фотоальбомами.
Идеальных родителей не существует, поскольку условия воспитания хороших детей быстро меняются, и нужно быть большим асом, чтобы идти в ногу со временем, технологиями, новыми социальными и правовыми нормами. Но как быть, если семья не справляется с воспитанием детей? Кто и когда должен вмешаться? Школа? Социальная защита? Милиция? Психолог? В некоторых селах все эти звенья могут отсутствовать. Что делать с беглыми детьми? С теми, кого выгоняют из дома? Брошенными на произвол судьбы? Оставлять заботу о них на других?
Люди, с которыми мы встречались в районах, приводили наглядные примеры того, как некоторые родители говорят: заберите его, сделайте с ним что-нибудь, я не справлюсь, я не могу его оставить. В такой момент этот маленький человек становится никому не нужным – ни семье, ни обществу.
Приближаются выборы в местные органы власти. Начинается борьба за пост мэра. Лично я хотела бы проголосовать за кандидата, который сказал бы избирателям следующее: Я баллотируюсь в мэры. Я не хочу больше видеть отвергнутых, брошенных, не посещающих школу, избитых детей. Дети нужны нам не только для того, чтобы красиво выглядеть в Instagram, но и для того, чтобы вырастить их такими, чтобы они остались в нашем селе/городе/государстве и стали тем будущим, которого мы хотим. Я хочу, чтобы мы создали места, где все дети будут чувствовать себя хорошо, а родители были бы более ответственными. Я не хочу быть мэром, который делит земельные участки и накапливает личные богатства, потому что от этого местные дети не станут гражданами, заинтересованными в построении будущего у себя дома.
Сделайте это, и я проголосую за вас.
Алина РАДУ