В сентябре 2014 года, Высшая Судебная Палата (ВСП) отправила известное дело «Героин» на повторное рассмотрение в Апелляционную палату (АП) Кишинев. После почти семи лет со дня задержания на улице автомобиля, перевозившего 200 кг героина по Кишиневу, стоимостью в более 10 млн. евро, лица, являвшиеся в тени сделки не были раскрыты. Кроме того, в настоящее время, ни одно лицо, проходящее по этому делу, не сидит за решёткой. Несколько месяцев назад, водитель автомобиля перевозившего наркотики, приговоренный к 10-ти годам лишения свободы, был выпущен досрочно при подозрительных обстоятельствах. Он сразу же покинул территорию Р. Молдова, хотя имел запрет на выезд.
20 марта 2008 года, в центре Кишинева, два офицера дорожной полиции, Ион Чебан и Василе Поянэ, обнаружили автомобиль набитый мишками с фасолью, в котором были замаскированы брикеты из героина весом в 199.550 граммов (200 кг). За рулем автомобиля находился гражданин Турции Мурат Каралар, а наркотики на сумму около 10 млн. евро должны были прибыть на склад города Ватра, мун. Кишинев, для упаковки и дальнейшего экспорта.
Водитель, самый главный преступник в деле «Героин»
Последовали аресты, одно расследование за другим, версия за версией. В конце концов, уголовное дело было отправлено в суд, а среди обвиняемых фигурировали двое турецких подданных, которые якобы представляли преступную группировку – водитель Каралар Мурат Хамза и Черкез Акбулут (он же Чернит Мурат, Алтыг Мурат) – но и несколько сотрудников полиции, обвиняемые прокуратурой в том, что они якобы протежировали бизнес: Корнелиу Савка, Руслан Цопа, Думитру Моисеев и Валериу Охладчук.
После десятков или даже сотен заседаний, имевших место в июне 2013 года, АП Кишинев назвала виновным водителя Каралар Мурата Хамзы, который был приговорен к 10-ти годам лишения свободы в тюрьме закрытого типа. В отношении другого гражданина Турции – Черкеза Акбулата (он же Чернит Мурат, Алтыг Мурат), было решено прекратить уголовное дело в связи с истечением срока исковой давности. В отношении Корнелия Савка, проходивший по нескольким правонарушениям, также было прекращено уголовное дело в связи с истечением срока исковой давности. То же самое было предпринято и в отношении Руслана Цопа и Валерия Охладчука. Савка же, на основе других преступлений, был приговорен к двум годам тюрьмы, но приговор посчитали искупленным, потому что Савка находился под стражей довольно долго во время уголовного дела. Тем не менее, Думитру Моисеев, который был оправдан по некоторым пунктам обвинения и осужден на два года по другим пунктам, искупил меру пресечения, и, также как и в случае Савки, с него было снято уголовное дело в связи с истечением срока исковой давности.
Мурат был освобожден при подозрительных обстоятельствах
Прокуроры, но и адвокаты не были удовлетворены решением АП Кишинев, поэтому они обратились в полном объеме за правосудием в ВСП. В июле 2014 г., в связи с вынесенным решением в сентябре 2014 г., Расширенная уголовная коллегия ВСП, состоящая из Петру Урсаке, Николае Гордилэ, Генадие Николаев, Юрие Диакону и Иона Гузун, поддержала обращение прокуроров и адвокатов и отправила дело на повторное рассмотрение в АС Кишинев. Судьи сослались на ряд нарушений допущенных апелляционными судьями, добавив, что суд игнорировал показания нескольких свидетелей, а в деле не были оценены многие обстоятельства, чрезвычайно важные для объективного рассмотрения дела.
Между тем, ни один человек, который проходит по этому делу, не находится в заключении. В самом деле, единственным, кто мог бы еще находиться за решеткой это водитель автомобиля, Каралар Мурат Хамза, который был приговорен АП к 10-ти гг. тюрьмы. Но, незадолго до пересмотра дела ВСП, этим летом, он был освобожден досрочно по решению суда. Сразу же, он покинул территорию Р. Молдова. Татьяна Лозовская, адвокат Каралара Мурата, не смогла предоставить подробную информацию об освобождении своего подзащитного, ссылаясь на то, что она не принимала участия в деле об его досрочном освобождении, уточнив, что после освобождения, ей не предоставилось возможность общаться с данным турецким гражданином.
«Это очень странное дело. В период, когда его судили, он был переведен на работу, хотя ранее объявлял, что является инвалидом. После того как судья досрочно освободил его, он покинул страну нелегально. В суде, он три раза менял свои заявления, только чтобы избежать наказания. В ответ, его выпустили преждевременно. Создается такое впечатление, что для того, чтобы избежать тюрьмы, ему нужно было обвинить полицию», сказал Ион Выздоагэ, адвокат Руслана Попа. О более чем подозрительных обстоятельствах освобождения Каралара Мурата Хамзы, ZDG напишет более детально в будущих номерах.
7 лет судебных разбирательств. Почему?
Почему рассмотрение этого дела столь продолжительно, и почему адвокаты недовольны, хотя их клиенты находятся на свободе? Тудор Сувейкэ, адвокат Корнелия Савка, утверждает, что «дело возвращается уже в третий раз в ВСП. Это происходит потому, что так было произведено уголовное расследование. Таково качество. Насколько мне известно уголовное преследование (Сувейкэ является бывшим прокурором по делам, связанных с коррупцией), в этом деле не было интереса выявить истину», говорит адвокат.
«Если дело так долго длится, это говорит о качестве нашего правосудия. В том числе уголовного преследования. Но и судьи не могут рассматривать дело так, как того требует закон. Не слушаются стороны процесса, в большинстве случаев решение не мотивируется как того требует закон. Есть противоречия. Например, в последнем решении, которое было отменено, есть противоречия. На одной из страниц есть ссылки на некоторые показания, которые описаны в одном ключе, на другой странице, те же показания описаны в другом ключе. Но на самом деле, никто не читал протоколы слушаний, никто не слушал свидетелей, которые должны были быть выслушаны… Все хотят избавиться от дела, не вникая в его суть. Есть много вопросов оставленных без ответов. Есть много вопросов, которые рассматриваются совершенно поверхностно. Общественное мнение о том, что незаконным оборотом наркотиков занимается полиция, создалось посредством СМИ, и так оно и продолжается. Но нет таких заключений. Не существует никаких доказательств, которые подтверждали бы, что полицейские были вовлечены в этом трафике», говорит Ион Выздоагэ.
Почему защитники недовольны решениями инстанций, хотя никто не находится в заключении? «Я ходила в ВСП, потому, что я настаивал на оправдании моего клиента. В случае если эти люди оправданы, государство должно выплатить зарплаты за отсутствие на работе, но и восстановить их в должностях. Понимаете, семь лет это большой срок. Это большие деньги, но и много вовлеченных людей», отвечает Алина Валах, адвокат бывшего полицейского Думитру Моисеев.
Героин был привезен в Апелляционную палату
Где находятся 200 кг героина? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Официально, он должен храниться в Службе информации и безопасности (СИБ). «Героин был доставлен в АП Кишинев. Я настаивал на том, чтобы была выполнена экспертиза, для выявления, действительно ли в мешках находится героин, но и чтобы эксперты взвесили содержимое. Каждый грамм героина означает долгие годы заключения. Мои просьбы были отвергнуты. Я не уверен, что в тех мешках находился героин. Допустим, что там героин, я не уверен, что там, то количество, которое было изъято. Где гарантия, что 100 кг не были проданы, а вместо них не сунули крахмал?», спрашивает Ион Выздоагэ.
«Я видел мешки в Апелляционной Палате. Но мы не эксперты, чтобы определить содержимое. Да, был открыт мешок, прокурор сунул руку, но мы не знаем точно, что там», говорит Алина Валах. «Были доставлены мешки, но что было в тех мешках, мы не знаем, так как экспертиза была отвергнута. Ходят разные слухи о героине. Некоторые говорят, что он уже давно продан…», отвечает Сувейкэ.
Где руководители сети?
В 2008 г., прокуроры должны были определить и других людей участвующих в деле «Героин». Прокурор Корнелиу Братунов, начальник Подразделения уголовного преследования в исключительных делах из Генеральной Прокуратуры (ГП), сказал нам, что были выявлены и другие лица, вовлеченные в этом деле, но они не были найдены и находятся в поиске. Государственный прокурор Артур Лупашко, который представлял государственное обвинение в АП Кишинев и в ВСП, сказал, в свою очередь, что он не знает о ходе других дел, потому, что «если я не руковожу расследованием, мне никто не дает отчета».
Лилиан Кочу, тот, кто изначально вел уголовное расследование по этому делу, не работает в Подразделении уголовного преследования в исключительных делах, будучи пониженным до прокурора сект. Ботаника, в качестве наказания после статьи, опубликованной в ZDG.
«Тогда (в 2008 г.), прокуратура не довела до конца производство дела, чтобы установить происхождение героина. Только в суде мы пришли к выводу, что героин был доставлен из Украины и должен был быть упакован здесь, и транспортирован через Украину в Европу. Люди, которые руководили сделкой, не были установлены. В прокуратуре, на них были открыты дела, но те люди покинули страну без каких-либо запретов. Это расследование было поверхностно», сказал адвокат Ион Выздоагэ.
Виктор МОШНЯГ