Через несколько дней Республике Молдова исполнится 32 года, и в августе этого года великая реформа тоже не будет отмечаться. У людей, которые годами протестовали на улицах, годами строили независимость, у тех, кто сражался на Днестре или в больницах, в школах или в независимых редакциях, были большие надежды, которые не оправдаются и в этом году. Одни уже покинули этот мир, другие эмигрировали и устроили свою жизнь в цивилизованном мире, третьи устали воевать и перешли на сторону коррупционеров, и все меньше и меньше людей остаются бороться, но все ждут реформ. Но в области реформ все немного туманно.
В последние несколько недель я была в составе группы экспертов из стран Восточного партнерства (ВП), где мы анализировали ситуацию, связанную с правами человека. На встречах участники из каждой страны выражали свои опасения, и мы вместе анализировали баллы. Мне потребовалось несколько дней, чтобы привыкнуть к результатам. Хотя они были объективными, я чувствовала себя неудобно: Молдова выходит чемпионом по ситуации с правами и свободами среди 6 стран Восточного партнерства.
Как Молдова может быть чемпионом, если правосудие не работает, мы по-прежнему платим за доступ к информации, информационное пространство заполнено политически контролируемыми СМИ и так далее?
Всякий раз, когда я слушала заявления коллег из других стран, я понимала, сколько этапов преодолела Молдова благодаря своим борцам. Да, нам не сравниться с Беларусью, в которой самое большое количество политзаключенных, и около 1500 человек гниют в белорусских тюрьмах за критику режима, а в последние годы некоторые из них даже умерли из-за бесчеловечных условий содержания. Мы также не можем сравнивать себя с Азербайджаном, где количество людей, арестованных за критику президента, удвоилось за последние месяцы, где практически отсутствуют независимые СМИ, и где душат правозащитные организации. Мы не можем сравнивать себя с Украиной из-за развязанной Россией преступной войны. Мы, наверное, можем немного сравнить себя с Арменией и Грузией, но показатели демократии выглядят лучше в Республике Молдова. Да, народ Молдовы сделал огромные шаги, и эти изменения видны со стороны.
Но нравится ли нам сравнивать себя со странами, находящимися в отчаянном положении или управляемыми клептократами, чтобы выглядеть лучше? Лишь немного. Поскольку мы сравниваем себя с Грузией и видим, что показатели Молдовы выглядят лучше, мы сразу находим то, что в Кишиневе еще нужно изменить. И зачем нам сравнивать себя с бывшими советскими странами, ведь пора уже полностью избавиться от этого старого наследия и сравнивать себя с цивилизованными странами, чтобы стать цивилизованной страной.
В редакцию ZdG каждый день обращаются люди, которые рассказывают нам о несправедливости и нарушении закона. Многие из тех, кто обращается к нам, даже не пытаются звонить органам власти, а сразу приходят к нам и просят о помощи. Мы признаемся, что уже давно не справляемся со всеми запросами.
Но иногда мы спрашиваем людей, могут ли они также приложить усилия, чтобы привлечь к ответственности органы, на которые они жалуются, – позвонить в мэрию, в социальную службу, в Правительство, в Парламент, на государственное телевидение, в прокуратуру. Все эти учреждения содержатся за счет налогов людей. Неоднократно звонить, стучать в двери, писать им письма, перезванивать, следить, настаивать. Одни боятся, другие не хотят проблем, а некоторые слишком заняты.
Более того, многие признаются, что приемлют мелкие коррупционные действия или мелкие нарушения закона, потому что «все воруют» и «государство не работает», то есть они оправдывают зарплаты в конвертах, взятки врачам, принятие насилия, игнорирование жестокого обращения с детьми и так далее.
Например, на днях в беседе с поставщиком туристических услуг я узнала, что он недоволен коррупцией, несправедливостью и всем злом, которое у нас происходит. Затем он рассказал, как он обслуживал группу мужчин-туристов из политической партии, и они просили его о сексуальных услугах, то есть привести к ним несколько женщин. И он сделал все, чтобы оказать эту услугу своим клиентам, даже если он понимает, что у политиков низкая мораль, что такая услуга незаконна, что это человеческое унижение и уклонение от уплаты налогов, но если клиент попросил, то ему показалось правильным выложиться по полной. То есть «пусть власть борется с несправедливостью, потому что мы платим ей налоги, а мы сами заняты личным выживанием».
Если мы сравниваем себя с европейцами и хотим жить как в Европе, а не как в СНГ, то мы должны поступать по-европейски – требовать честности от правительства и от самих себя. Иначе реформы перестают работать – прокуроры берут взятки и закрывают дела о трагических происшествиях, судьи берут взятки и заводят дела о коррупции, и в 32 года мы в Молдове говорим, что реформы больше не проводятся.
Алина РАДУ