29 июля ZdG исполнилось 19 лет, и все это время у нас всего было слишком много: много угроз, много дел в суде, много случаев коррупции для расследования, много запросов от читателей, много работы и слишком много нестабильности в целом. Но у нас никогда не было достаточно денег. Однако мы не упали, а выросли. Какой основной урок мы извлекли и какова модель развития для будущего?
За эти годы у нас было несколько источников дохода, и у каждого были как преимущества, так и ограничения.
1. Подписки, печатное издание ZdG – финансовая гарантия
Из года в год денег, получаемых от подписчиков печатного издания ZdG, как правило, было достаточно, чтобы покрыть расходы на бумагу и печать. После начала российской войны в Украине в феврале 2022 года цены на газетную бумагу, а также на электричество и распространение сильно выросли. Но мы не могли поднять цену на подписку, потому что наши подписчики – это сельские люди с маленьким доходом. Сейчас у нас дефицит в размере 20% в покрытии цен на бумагу и печать. Несмотря на это, подписчики газеты остаются самыми добросовестными плательщиками за эту услугу ZdG: тысячи человек сами подписываются и переводят нам деньги, а мы отправляем им газету каждый четверг. Разумеется, денег от подписки не хватает на зарплаты и на другие расходы.
2. Краудфандинг: небольшие ежемесячные платежи от спонсоров. Отлично, но мало
В июне 2023 года, согласно Google Analytics, на веб-сайте ZdG (www.zdg.md) было 450 986 читателей (разовых пользователей), и такое же среднее число было в другие месяцы. Почти вся 451 тысяча пользователей читали контент ZdG бесплатно. Только несколько наших верных читателей решили поддержать нас. На странице на Patreon у нас 209 постоянных спонсоров, от которых мы получили 1309 долларов в июне, то есть в среднем по 111 леев от каждого спонсора. Получается, что только 0,05% читателей www.zdg.md платят за контент.
3. Онлайн-реклама – только 6% дохода и проблемы с имиджем
В июне ZdG разместила на веб-сайте 15 рекламных объявлений, которые принесли нам 36 087 леев. Наши читатели жаловались на некоторые из этих объявлений, поскольку они очень чувствительны к коррупции, недобросовестности и непрозрачности. Некоторые читатели сказали, что перестанут нас читать, а некоторые спонсоры заявили, что не будут поддерживать нас финансово. Другие читатели говорят, что им вообще не нравится реклама. 36 тысяч леев, заработанных на рекламе, было бы достаточно для арендной платы за офис редакции за один месяц.
4. Гранты – 75% расходов, но нет возможности составить финансовую стратегию
Гранты от иностранных спонсоров спасали нас от всех рисков все эти годы. Но гранты не даются без усилий, без аргументов и проверок. Чтобы управлять грантами, нужна дополнительная структура в команде: люди, которые будут заниматься поиском грантов, подготовкой досье, написанием проектных предложений, наблюдением за проектной деятельностью и ежемесячной или ежеквартальной отчетностью перед спонсорами. Некоторые спонсоры хотят утверждать темы статей и даже тексты, что сказывается на состоянии журналиста, который пишет эти статьи. Кроме того, невозможно составить финансовый план на основе грантов. Например, в июне мы получили два одобрения на два грантовых досье, которые были поданы в марте. А реальное финансирование этих грантов начнется в сентябре. К тому же, часто задаваемые вопросы спонсоров касаются не только того, как будут расходоваться деньги. Самое сложное – ответить на вопрос: что вы сделали, чтобы общество поддержало вас, и почему общество недостаточно поддерживает вас?
Выводы. Дисбаланс и решения
После 19 лет усилий для того, чтобы финансировать платформу журналистских расследований, мы хотим поблагодарить всех тех, кто помог нам многим или малым, ведь результат прекрасен для всех нас: мы стали крупнейшей группой журналистских расследований и газетой с самым большим количеством подписок в Молдове, наш веб-сайт один из самых посещаемых страниц СМИ, а редакция расширилась, развив службу самых последних новостей о коррупции, правосудии, демократии, а также отмеченные наградами группы расследователей и сюжетных журналистов, которые публикуют важные истории о коррупции и правах человека.
Хотя мы считаем, что все усилия были оправданы, в будущем нам хочется кое-что изменить в нашей экономической стратегии. Группа журналистских расследований не может жить в условиях постоянной финансовой незащищенности и бороться с коррумпированными кланами, которые очень хорошо финансируются.
Гранты. Нам нужна предсказуемость.
Хотя сейчас мы не можем отказаться от грантов и мы продолжим искать поддержку иностранного сообщества, в данный момент, как и в любой год, мы не знаем, когда и какой грант мы получим, и поэтому нам придется искать предсказуемые источники дохода.
Реклама. Этика и честность превыше всего.
Хотя во всем мире газеты и средства массовой информации поддерживают себя за счет продажи рекламных площадей, делая рекламу продуктов, услуг, компаний и политиков, в Республике Молдова все по-другому. Коррумпированные политики, вредоносный бизнес, некачественные услуги, ложные сообщения – все это проникает в рекламное пространство, нанося ущерб потребителям СМИ, а также нарушая доверие к журналистике и бизнесу. В течение 19 лет мы отказывались от тысяч евро от политических и экономических структур с проблемами, связанными с неподкупностью. Однако в прошлом месяце мы приняли рекламу от проблемной компании, и помимо нескольких тысяч леев, полученных от этой компании, нам пришлось столкнуться с волной критики со стороны читателей. Здоровые, добросовестные, честные предприятия, к сожалению, также сталкиваются с финансовыми проблемами и не могут позволить себе большие рекламные договоры. Мы планируем провести кампанию по деловой и рекламной этике.
Краудфандинг – немного за немного
Это очень хорошая форма поддержки, но есть определенные сложности. Эта модель предполагает, что вы должны давать вашим постоянным спонсорам что-то дополнительное помимо того, что вы делаете, давать им эксклюзивный контент или дополнительные продукты, чтобы человек понимал, что он получает что-то помимо контента, который все получают бесплатно. Это неплохая модель, но редакции, которая служит общественным интересам, задыхается от запросов и делает много сложного контента, нелегко предоставлять дополнительные услуги и контент. И затем она входит в фазу мольбы, протянутых рук, и это не очень надежное дело. Кроме того, сфера постоянных спонсоров в Молдове достаточно мала, и редакции, у которых есть аккаунты на Patreon, имеют не более 300 спонсоров и суммы не более 1500 долларов США в месяц.
РЕШЕНИЕ: Подписчики – самый честный источник финансирования
Они не принесли нам больше всего денег, но вселили в нас больше всего уверенности в том, что наша работа необходима, полезна, влиятельна и отвечает общественным интересам. Деньги от подписки поступают в редакцию без каких-либо других условий, кроме того, что мы доставляем газету вовремя и в надлежащем качестве. Подписчики – самая здоровая модель, ведь они дают и получают, и редакция дает и получает. Мы, вероятно, немного скорректируем цены на подписку на печатные издания в следующем году и также разработаем эту модель подписки для читателей веб-сайта, а в будущем мы попробуем эту модель и для пользователей YouTube и социальных сетей.
НОВОЕ. Подписка для веб-сайта: полмиллиона читают, только 200 читателей платят
В июне у нас было в общей сложности 925 текстов на сайте (в том числе 288 – на русском языке), и в основном это были новости, а также репортажи, расследования, издательские колонки, разъяснительные тексты, видео, викторины и т.д.
209 спонсоров ZdG в июне дали нам 1309 долларов, а читатели сайта давали нам 25 леев за статью, и если вычесть налоги, то денег с одной статьи не хватит даже на буханку хлеба. Или, если разделить деньги на одного работника, то получится 900 леев на человека, а если вычесть налоги, то этого хватит на один поход в аптеку.
Если бы 450 000 потребителей информации, посещающих веб-сайт ZdG каждый месяц, платили по одному лею, то редакционные усилия были бы вознаграждены, а репортеры с радостью продолжали бы работу. Но мы знаем, что не все 450 тысяч читателей будут платить. У одних может не быть лишнего лея за месяц, другие скорее откажутся от расследований и новостей о коррупции, чем заплатят один лей, а остальные будут искать бесплатную информацию в другом месте. Мы уважаем право каждого человека на информацию, но обращаемся к тем, кто понимает важность журналистских расследований, и у кого есть несколько дополнительных леев в месяц.
Предполагая, что один человек из 50 будет готов заплатить, мы будет запрашивать ежемесячную плату в размере 50 леев для посетителей сайта. Мы не закроем сайт и продолжим столько, сколько сможем, давать людям читать бесплатно. Но тех, кто хочет и может, мы попросим платить ежемесячный взнос 50 леев. Мы запускаем эту модель в канун 19-летия, чтобы убедиться, что мы можем вместе продолжить то, что построили с таким трудом и при большой поддержке – крупнейшую группу журналистских расследований в Республике Молдова.
Подписка – это добровольный платеж потребителя информации для редакции, из которой он получает информацию. Честная информация в последнее время, поскольку у нас кризис, связанный с безопасностью, экологией, здравоохранением и демократией, так же важна, как услуги водоснабжения или здравоохранения. Без правильной информации вы не выживете в мире, полном коррупционеров, самозванцев и манипуляторов. Без платы за усилия журналистика не может должным образом реагировать на информационные потребности граждан.
Алина РАДУ