Материал Hromadske
Потери для малого бизнеса, «странствующие» сообщества с мемами, новые рейтинги и другие реалии украинского интернет-пространства. Как за три месяца после введения в Украине санкций против популярных российских сайтов пользователи приспосабливаются к альтернативным сетям.
«Сначала мы« хайпили» на теме VK»
С Дмитрием мы переписываемся в «ВКонтакте». Войти в соцсеть несложно: достаточно ввести в поисковике «как зайти в ВК» и воспользоваться одним из десятков предложенных вариантов. Дмитрий — основатель популярного сообщества «Забавные мемы об украинской литературе», который в ВК насчитывает более 100 000 подписчиков.
Дмитрий рассказывает, что до сих пор не согласен с указом президента о блокировании ВК, ведь именно там была аудитория, на которую распространялся украинский юмористический контент.
«В течение первой недели запрет только положительно влиял на статистику (сообщения на эту тему серьезно увеличивали охват). Но большинство пользователей оказались слишком ленивыми, чтобы пользоваться VPN-ом или добровольно отказались от ВК. С 10 тысяч уникальных посетителей в сутки (в мае 2017) в настоящее время остались 2 тысячи», — пишет Дмитрий, зарегистрированный в «ВКонтакте »под ником Иуда Искариот.
Впоследствии «Забавные мемы» появились в Facebook. Но просуществовало сообщество недолго.
«Мы пытались развить сообщество в Facebook, пока нас несколько раз не забанили без объяснений (и сообщество, и мою страницу одновременно). Банили, пожалуй, за использование нетолерантных слов в мемах (как «жид» или «москаль»). С такой политикой мы категорически не согласны, поэтому решили прекратить деятельность в Facebook», — пишет Дмитрий.
Кроме того, благодаря рекламе «ВКонтакте» для Дмитрия всегда был и остается основным источником дохода. Правда, в последнее время его материальное положение значительно ухудшилось.
Новая топ-пятерка
По данным LiveInternet, через две недели после введения в действие указа президента Рунет потерял 70% украинской аудитории. Ранее аудитория российских сайтов в Украине достигала 25 миллионов, а это более половины населения страны. В «ВКонтакте» ежедневно заходили около 18 миллионов украинцев.
По результатам исследований аналитической компании Factum Group Ukraine, сделанных по заказу Интернет-ассоциации Украины, если в мае «ВКонтакте» имел 68% охвата аудитории, уже в июле этот показатель снизился в два раза. Поэтому ВК оставил пятерку лидеров по популярности среди украинцев и сейчас занимает седьмое место. Для сравнения: в этом году в апреле Google имел охват 75%, YouTube и «ВКонтакте» — почти 70%.
Уже в июле 72% украинских пользователей выбирали Google, на втором месте – YouTube, на третью строчку с 46% поднялся Facebook. Худшие показатели у «Одноклассников» — они опустились с 6 на 15 место.
Вера Маюк, пиар-менеджер компании KeepSolid (разрабатывает приложение VPN, которое помогает обходить блокировки) рассказывает, что количество загрузок из Украины увеличилось почти в тысячу раз. Пик роста пришелся на 16-23 мая (сразу после введения санкций). С тех пор показатели продолжают расти. Сейчас регистраций в 120-130 раз больше, чем было до запрета.
Через две недели после введения санкций против популярных российских сайтов Рунет потерял 70% украинской аудиторииФото: Инна Соколовская / УНИАН
Бывший пиар-менеджер украинского офиса «ВКонтакте» Влад Леготкин прокомментировал Громадскому:
«Понятно, что доля украинского бизнеса в общей выручке была не такой значительной. Сейчас юридическое лицо в Украине прекратило деятельность. Несмотря на блокирование в Украине и традиционную сезонность, в целом аудитория ВК продолжает увеличиваться по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июне общая аудитория составляла 91 миллион пользователей».
Украинский офис ВК вместе с работниками перебрался в Россию.
Хенд-мейд и новые правила заработка
Запрет «ВКонтакте» повлиял и на малый бизнес в Украине, в первую очередь запрет коснулся владельцев интернет-магазинов.
Ирина Проскурина переехала в Киев из Северодонецка. Она уже семь лет занимается изготовлением украшений в стиле стимпанк (направление разнообразного креатива на основе идеи, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века). С 2010 года нарабатывала клиентскую базу благодаря группе в ВК, где и получала основное количество заказов.
«Я оставила клиентам ссылки в старой группе ВК на новую страницу в Facebook. Люди переходят. Но не быстро, а вы поймите, что это напрямую влияет на мою жизнь. Хенд-мейд — моя единственная работа, это мой основной доход. Была база и она исчезла. Пришлось создавать с нуля совсем другую», — говорит Ирина.
Сейчас она имеет собственную мастерскую на Подоле и постепенно осваивает Facebook и его алгоритмы. В этом помогают коллеги.
Наталья Ежова — владелица магазина хенд-мейда «Podval». Она работает со 120 мастерами, каждый из которых пережил запрет по-разному.
«В Facebook есть алгоритм: чем больше «лайков» и комментариев под публикацией, тем выше в ленте она поднимается. Они следят за качественным контентом, неудачные посты могут так и не увидеть. В «ВКонтакте» было проще: выложил публикацию и ее сразу видят все подписчики. Но Facebook стимулирует нас делать все качественно», — говорит Наталья.
Также она отмечает, что после перехода на Facebook цены в магазине выросли, — аудитория в возрасте от 25 лет, типичная для этой социальной сети, более платежеспособная.
Директор рекламного агентства Marketing Bar Алексей Яновский работал в том числе и с «ВКонтакте». Значительных потерь для своего бизнеса от блокировок не почувствовал. Большинство клиентов безболезненно перешли на другие интернет-платформы.
«Единственный инструмент, который я не вижу в Facebook и который был в «ВКонтакте», — это возможность ориентироваться на конкретные группы. Например, на клиентов прямого конкурента. Если я продаю туфельки за три тысячи гривен, я знаю, что есть бренд-конкурент, который собрал в сообществе 30 тысяч пользователей. И я могу показывать рекламу людям из сообщества конкурента. Другое дело, что среди них много ботов», — объясняет Алексей.
Пользователи считают, что система пользования «ВКонтакте» была значительно легче, но Facebook стимулирует делать все качественно Фото: EPA / RITCHIE B. TONGO
Наказание за «неблокирование»
Самый актуальный вопрос для тех, кого коснулся запрет российских сайтов: как и кого привлекать к ответственности за нарушение правил.
В Нацкомсвязи еще в мае предупреждали интернет-провайдеров об административной ответственности и штрафах в размере от ста до двухсот необлагаемых минимумов за невыполнение указа президента.
На запрос Громадского относительно того, штрафовали ли провайдеров в течение трех последних месяцев, Департамент киберполиции так и не ответил.
В свою очередь в СБУ Громадскому объяснили: «… отдельные пользователи используют программное обеспечение для анонимизации, что позволяет обходить блокировки интернет-ресурсов. Учитывая отсутствие предупредительного правового механизма, который запретил бы подобные инструменты, полное ограничение доступа к интернет-ресурсам обеспечить пока невозможно».
В указе отсутствует механизм наказания простых пользователей, а ответственность за неблокирование сайтов провайдерами трактовать можно по-разному.
«Как поняли это блокирование, так и блокируют. Есть операторы, которые пользуются Законом о телекоммуникациях, в котором говорится, что нужно блокировать по решению суда. Некоторые операторы пользуются только этим документом», — отмечает председатель Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Юрист Центра демократии и верховенства права Максим Дворовой подтверждает, что привлечь провайдеров к ответственности сложно.
«В дискуссии неоднократно упоминали, что решение Совета национальной безопасности является обязательными для органов государственной власти и не обязательным для юридических и физических лиц. Некоторые из провайдеров пользуются этой трактовкой и не блокируют», — говорит он.
Результаты и аналитические исследования, а также новые рейтинги указывают, что большинство провайдеров, все же, решили не углубляться в правовые тонкости и заблокировали российские сайты. И это дало эффект — падение показателей российского интернет-сегмента.
«По моим наблюдениям, большинство людей переехали в Facebook. Вместе с проблемами, которые были в «ВКонтакте». Появляется контент, ранее нехарактерный для Facebook, например сообщества с мемами. Facebook считался аристократической сетью для политических дискуссий. Если говорить очень грубо — запрет «ВКонтакте» убил наш «ламповый» Facebook», — заключает Максим Дворовой.
Александра Чернова / Hromadske