Воинственные «миротворцы»: Ширма для укрепления сепаратистского режима Тирасполя

На протяжении 31 года на Днестре действует смешанная миротворческая миссия, которая теоретически предназначена для поддержания мира в этой зоне. В настоящее время в 15 миротворческих пунктах служат около 1300 военнослужащих и несколько гражданских лиц. Вдоль реки Днестр, в Гыска, Варница, Кочиерь или Моловата-Ноуэ, путешественников встречают вооруженные военные, большинство из которых имеют знаки отличия Российской Федерации на униформе. Некоторые контрольно-пропускные пункты оснащены российскими военными транспортными подразделениями. И несмотря на то, что на берегах Днестра больше нет военных операций, сохраняется ощущение, что война продолжается.

В июле 1992 года, когда лидеры Российской Федерации и Республики Молдова подписали в Москве соглашение о прекращении огня, одновременно было решено создать совместную миротворческую миссию, в которой будут участвовать военнослужащие Республики Молдова, Российской Федерации, представители тираспольской сепаратистской администрации и группа украинских наблюдателей. По мнению экспертов по приднестровскому вопросу, на протяжении трех десятилетий деятельность этой миротворческой миссии была не только сомнительной, но и враждебной по отношению к мирным отношениям между Кишиневом и Тирасполем. Ее действия оспариваются как на международном, так и на национальном уровне. Ассоциация «Promo-LEX», которая ведет мониторинг соблюдения прав человека в приднестровском регионе, неоднократно заявляла, что миссия неэффективна, ссылаясь на многие проблемы, инсценированные, в частности, российскими военными и тираспольскими сепаратистами. Большая дилемма, выявленная экспертами по приднестровскому вопросу, заключается в том, что миссия создана из сил, которые находились в состоянии войны в 1992 году, и этот факт не может гарантировать прозрачную и беспристрастную деятельность этой структуры. С другой стороны, Российская Федерация и сепаратистская администрация приднестровского региона считают миссию эффективной, применяя уголовные санкции в отношении тех, кто заявляет, что «миротворцы» представляют структуры, враждебные конституционному режиму Республики Молдова. В этих обстоятельствах местные эксперты и международные наблюдатели настаивают на необходимости преобразования миротворческой миссии в международную гражданскую миссию.

Бесконечные злоупотребления «миротворцев»

В качестве аргументов в пользу этой идеи выступают многочисленные инциденты, спровоцированные за все эти годы миротворцами на Днестре, самым серьезным из которых стало убийство Вадима Писаря, совершенное 1 января 2012 года российским миротворцем.

Несмотря на то, что в 2015 году в деле Писаря против Молдовы и России ЕСПЧ констатировал нарушение права на жизнь, инциденты продолжились. Другое дело, осужденное ЕСПЧ, касается злоупотреблений, которых допускают вооруженные люди на миротворческих постах. Европейский суд сослался на инцидент 2005 года, когда российские солдаты задержали трех человек и незаконно открыли огонь из автомата Калашникова, выпустив 20 пуль без предупреждения, что привело к риску для жизни и физической неприкосновенности десятков человек. 29 июня 2021 года ЕСПЧ вынес решение по делу Маноле и Постика против Республики Молдова и Российской Федерации, констатировав, что Маноле и Постика стали жертвами незаконного задержания российскими солдатами из миротворческого поста на мосту через Днестр между Вадул луй Водэ и Кошницей. ЕСПЧ констатировал нарушение ст. 5 ч. 1 и ст. 5 ч. 4 Конвенции об отсутствии юридических оснований для задержания истцов и средств правовой защиты для оспаривания этого произвольного задержания. Суд постановил выплатить Россией в пользу истцов по 3000 евро в виде морального вреда и 1500 евро в виде судебных расходов. Аналогичные инциденты продолжались и после этого, когда 21 июля 2020 года российские миротворцы на контрольно-пропускном пункте в Моловате Ноуэ незаконно помешали журналистам Андрею Каптаренко и Виорике Татару выполнить свою работу даже на территории, контролируемой конституционными властями Республики Молдова. Последовали дела Гурия Попа из Пырыта, Анатола Мэтэсару из Кишинева, а также другие запугивания по отношению к другим людям, которые из-за незнания или страха не сообщили о них.

В этих обстоятельствах возникает вопрос о целесообразности нынешней миротворческой миссии на Днестре. Журналистов Виорику Татару и Андрея Каптаренко запугивают всякий раз, когда они посещают левый берег Днестра по служебным делам. Несмотря на то, что журналисты находятся на территориях, контролируемых конституционными властями Республики Молдова, вооруженные российские военные, под предлогом миротворческой миссии, запрещают им заниматься своей профессией: они незаконно их задерживают, отбирают видеокамеры, запрещают им передвигаться. Виорика Татару говорит, что «даже фраза „вооруженные миротворцы” звучит странно, а знаки отличия агрессивного государства, прикрепленные к военной форме этих „миротворцев”, пугают граждан, которые ежедневно проходят мимо этих незаконно установленных постов на территории Республики Молдова. Очень сложно воспринимать флаг России в 30 км от Кишинева».

Журналисты Виорика Татару и Андрей Каптаренко, которые более 500 дней прошли «Путь войны» в Украине, считают, что «после вторжения России в Украину присутствие этих лиц в приднестровском регионе, особенно в селах, находящихся под юрисдикцией Республики Молдова, должно быть строго запрещено. Для обеспечения мира на всей территории Республики Молдова, в том числе в так называемом Приднестровье, подойдет только международная нейтральная миссия».

Кто выступает против приостановления военной миссии миротворцев на Днестре?

Идея нейтральной международной миссии давно продвигается международными и местными экспертами, но от заявлений до действий путь оказывается трудным. «Изменение формата миротворцев в Республике Молдова в международную гражданскую миссию необходимо для обеспечения и гарантирования прав человека на этой территории», – считают эксперты Promo-LEX, которые еще в 2015 году разработали ряд ценных рекомендаций для конституционных властей Республики Молдова, которые, однако, и спустя более 8 лет не применяются на практике.

Бывший депутат, участник войны на Днестре Кирилл Моцпан утверждает, что ситуация в Зоне безопасности подтверждает, что существующий миротворческий механизм не может обеспечить полную реализацию положений соглашений 1992 и 1998 годов, а так же постановлений, принятых непосредственно в ОКК, и не гарантирует эффективного поддержания мира и стабильности в регионе, который стал чрезвычайно уязвимым в условиях войны в соседней стране, Украине. Иными словами, в ее нынешнем формате, миротворческая операция в приднестровском регионе Молдовы представляет собой не что иное, как ширму для укрепления сепаратистского режима Тирасполя. Это означает, что необходимо превратить миротворческие вооруженные силы в международную операцию, а оптимальная формула должна быть определена вместе с внешними партнерами и международными организациями.

Обсуждение этой темы состоялось и на 30-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая проходила в Ванкувере с 30 июня по 4 июля. Впервые делегаты выступили за начало политических дебатов с целью преобразования нынешней миротворческой миссии в приднестровском регионе в многонациональную гражданскую миссию.

Члены ПА ОБСЕ признали, что конфликт в приднестровском регионе Республики Молдова представляет серьезную угрозу безопасности и стабильности в зоне ОБСЕ. И на этот раз, однако, основными противниками изменения формата миротворческой миссии с военной на гражданскую с международным мандатом остаются Российская Федерация и тираспольская сепаратистская администрация, которые сопротивляются, даже настаивая на увеличении числа российских миротворцев в Зоне безопасности на Днестре.

Павел Казаку, адвокат Promo-LEX, организации, которая следит за соблюдением прав человека в приднестровском регионе и участвует в рассмотрении дел, инициированных на фоне злоупотреблений, совершенных сепаратистским режимом, а также «миротворцами» на Днестре, утверждает, что с точки зрения соблюдения прав человека нынешний формат миротворческой миссии на Днестре неадекватен и явно устарел. В последние годы представители миссии не только не обеспечивали соблюдение прав человека в Зоне безопасности, но и наоборот, были главными виновниками ряда серьезных злоупотреблений: убийство, незаконные задержания, запугивание гражданского населения, в том числе журналистов и правозащитников. А традиционные заявления из Москвы и Тирасполя о предполагаемом успехе этой миротворческой миссии, естественно, представляют собой грубую манипуляцию, потому что они намеренно упускают из вида десятки злоупотреблений, совершенных этими военными в Зоне безопасности. Исходя из этого, Ассоциация Promo-LEX постоянно настаивает на необходимости преобразования миротворческой миссии на Днестре в международную гражданскую миссию под мандатом ООН. И резолюция, впервые принятая ПА ОБСЕ о преобразовании миротворческой миссии в международную гражданскую миссию, является в том числе следствием активной деятельности Ассоциации Promo-LEX».

Миротворческие миссии под эгидой ООН – какие принципы они соблюдают?

Миротворческие силы, дислоцированные на Днестре, не имеют признанного ООН мандата, а так же сроков выполнения миссии в соответствии с международными принципами и стандартами.

Миротворческие миссии, находящиеся под эгидой ООН или ОБСЕ, основаны на нескольких принципах, главными из которых являются уважение суверенитета и территориальной целостности, беспристрастность, многонациональный характер, конкретный мандат, прозрачность, корреляция с политическим процессом урегулирования, соблюдение и план вывода. В случае миротворческой миссии из Республики Молдова эти принципы игнорируются, миссия не имеет международного мандата на действия, не имеет установленного срока, отсутствует заранее установленный план вывода. При этом миссия не носит многонационального характера, не беспристрастна и не прозрачна. Серьезным является и то, что в рамках миссии миротворческими силами являются стороны, которые воевали и находятся в конфликте.

Первая миротворческая миссия под эгидой ООН была создана 29 мая 1948 года. С тех пор и по настоящее время это один из основных инструментов, используемых международным сообществом для управления сложными кризисами, угрожающими международному миру и безопасности. За свою историю, ООН провела 73 миротворческие операции. Более миллиона военнослужащих, сотрудников полиции и гражданского персонала были миротворцами ООН. В настоящее время действуют 13 миссий по поддержанию мира под эгидой международного сообщества.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -