Для журналистов Республики Молдова, по-прежнему, ограничен доступ к информации. Представители государстваенных учреждений либо запаздывают с ответом, либо и вовсе не предаставляют какую-любо информацию. Также, не единичны случаи, когда власти ссылаются на то, что информация носит личный характер.
Только в 42,9% случаев журналисты получают ответ на запрос в госорганы в течение максимального срока в 15 дней, а в 28,6% случаях ответ на запрос приходит в последний день установленного законом срока. На 14,3 % запросов эксперты получили ответ позже срока, установленного законом, а на 14,3% запросов эксперты не получили никакого ответа. На это указывают результаты исследования «Как государство ограничивает прессе доступ к информации, представляющей общественный интерес», проведенного Центром политик и реформ (CPR Moldova).
В исследовании отмечено, что в 20% ответов на запросы госорганы отказывали предоставлять информацию, 20% ответов признаны нерелевантными, а 40% неполными.
По словам респондентов, органы, которые меньше остальных отвечают на запросы: Министерство внутренних дел, Минестерство информационных технологий и связи, Национальный антикоррупционный центр, Центральная избирательная комиссия, Таможенная служба, Государственная налоговая инспекция, Министерство юстиции, Министерство образования, Президентура, Пограничная полиция, Государственная канцелярия, Министерство здравоохранения, судебные инстанции, Парламент и Генеральная полицеская инспекция.
В соответствии с действующим законом о доступе к информации, запрашиваемые информация и документы предоставляются заявителю с момента, когда они готовы к предоставлению, однако не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о доступе к информации.
Весной 2016 был предложен законопроект, который должен был внести дополнения в закон о доступе к информации. В этом законопроекте предлагалось сократить срок предоставления информации до 10 дней, создать реестр учёта и контроля заявлений о доступе к информации, а также в нем предлагалось наказывать чиновников, нарушающих законодательство, штрафами.
Большинство парламентариев поддержали проект в первом чтении 28 июля 2016 года, после этого законопроект был отправлен на доработку во втором чтении, но на данный момент второе чтение закона так и не произошло, и законопроект все еще находится на стадии рассмотрения.
В комментарии для ZdG исполнительный директор Ассоциации независимой прессы и участник рабочей группу по привидению законодательства в медийном секторе в соответствии с европейскими стандартами Петру Макововей заявляет, что депутаты собираются продолжать обсуждение этого закона.
«То, что этот закон не приняли, подтверждает, что чиновники пытаются избежать новых обязанностей. Вместо того, чтобы открывать базы данных, как в Европе, у нас в стране их наоборот скрывают.
Система в Молдове относится критически к открытию данных, хотя наша страна продолжает получать от партнеров финансовую помощь, но эта финансовая помощь не меняет менталитет депутатов. Но если даже небольшие поправки к закону об информации не принимаются, тем более, не понятно, решится ли вопрос перекрытия журналистам доступа к информации из-за закона о персональных данных», – заявляет Петру Маковей в комментарии для ZdG.
В октябре 2016 года Центр независимой журналистики обратился к Парламенту с петицией, в которой потребовал завершить действия в отношении принятия законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон о доступе к информации. В сообщении к петиции сказано, что по мнению СМИ, голосование во втором чтении затягивается.
Надин Гогу, исполнительный директор Центра независимой журналистики Молдовы отметила для ZdG, что парламентарии не кажутся обеспокоенными проблемой доступа к информации:
«Когда мы пытаемся выяснить, почему затягивается обсуждение закона во втором чтении, нам говорят, что авторы запросили дополнительное время для работы над проектом.
Мы надеемся, что этот проект вернется осенью, когда будут возобновлены заседания рабочей группы по улучшению правовой базы в средствах массовой информации. Как организация, которая запустила инициативу по совершенствованию доступа к информации, мы будем продолжать содействовать принятию поправок.
Если закон останется без изменений, журналистам-расследователям будет по-прежнему сложно выявлять различные коррупционные схемы. Единственный инструмент, который может быть у журналистов в этом пинг-понге между ними и государственными учреждениями, — закон, который будет способствовать получению доступа к информации».
Напомним, что согласно закону о доступе к информации, запрашиваемые информация и документы предоставляются не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о доступе к информации. На данный момент, однако, эти сроки соблюдаются лишь немногими госорганами.