Одна из наших великих свобод – протесты, и это очень хорошо. Благодаря борьбе тысяч людей, свобода протестовать является законной и функциональной. Но и у протестов есть какие-то правила.
Один из недавних протестов был организован людьми, работающими на основе патентов, за которые они платили до сих пор несколько сотен леев в месяц, занимаясь продажей или оказанием услуг. Это правда, что экономическое положение владельцев патентов сильно отличается: некоторые имеют очень низкие доходы, которые не позволяют им покрывать свои основные потребности, другие, однако, имеют доходы и имущество, которые могут вызвать зависть даже у некоторых бизнесменов, не говоря уже о бюджетниках, которые из зарплаты учителя или медсестры платят более 40% налогов и готовы отказаться от работы и государства из-за такого налогового бремени.
Итак, патентообладатели кричали на Площади Великого Национального Собрания: «Мы не хотим кассовый аппарат, мы хотим хлеба на столе» после того, как власти предложили им перейти на деятельность на основе кассовых аппаратов, которая обеспечила бы прозрачность их доходов и налогообложение по образцу, которому следуют другие члены общества.
Из этого требования патентообладателей о том, что кассовые аппараты и прозрачность оставит их без хлеба, вытекает следующее.
С одной стороны, из журналистских репортажей известно, что многие из тех, кто протестовал против этих аппаратов, на самом деле не владели патентом и не знали ничего о данной форме экономической деятельности.
Но, уважая право на собрания и симпатию к патентообладателям, у которых действительно есть проблемы, давайте посмотрим, что означает это требование.
Республика Молдова, сколько я ее знаю (стала свидетелем ее появления 3 десятилетия назад), бедная страна. Во-первых, потому что коррумпированные чиновники украли все, что могли, начиная с приватизации 90-х годов, до энергетических схем, которые так и небыли раскрыты, продолжая аукционами, кражей миллиардов и невозможностью наказать крупных воров.
Республика Молдова продолжает оставаться бедной, потому что мы не верим в государство, в нашу способность контролировать это государство и в нашу силу способствовать процветанию общества.
Я часто вижу, как историческая травма, нанесенная советской властью, забравшая все имущество людей за одну ночь, не прошла. Люди из поколения в поколение помнят, что государство обокрало их, поэтому считается актом мужества забрать что-то в обмен у государства. И единственными методами получения чего-то обратно от государства считаются кражи, мошенничество, ложь. Не могу судить людей, которых государство довело до нищеты. Я просто хочу, чтобы мы поощряли и заставляли государство служить обществу и интересам граждан, чтобы нам больше не приходилось красть налоги, но и чтобы коррумпированные лица не крали все наши налоги.
И дело не только в том, что некоторые патентообладатели имеют доходы в десятки и сотни тысяч, но платят налоги всего в несколько сотен леев в месяц. Речь идет и о многих категориях, которые вообще не платят налоги. Например в свадебной индустрии по-прежнему не платят налоги, певцы, которые поют на крестинах или на политических концертах не торопятся с налогами, медсестры, косметологи, массажисты, парикмахеры так же уклоняются от налогов. Новее, и коммерческая деятельность инфлюенсеров в Facebook, Instagram, Tik Tok также не облагается налогом.
Мы должны понимать, что мы каждый день пользуемся общими активами – дороги, медицинские услуги, бесплатные школы, социальное обеспечение, пенсии и пособия. Если все эти услуги плохие, решение не в уклонении и не в принципе «крадет, но дает и нам». Во-первых, часть общества всю жизнь платила налоги – учителя, медицинские работники, все бюджетники и часть частных ответственных предпринимателей. Мы все пользуемся услугами, созданными за счет уплаченных ими налогами, и мы должны быть солидарными и ответственными.
Лучшей формой решения этой проблемы было бы, чтобы все платили налоги, и чтобы все были бы включены в мониторинг того, как государство управляет этими налогами, в мониторинг коррупции и наказаний за коррупцию.
Это то, что сделали европейские государства, и им удалось обеспечить качественные социальные услуги для всех граждан, а также дифференцированное налогообложение для уязвимых слоев. Не кассовый аппарат, а уклонение от уплаты налогов оставляет одних без хлеба, а других – без наказания за кражу.
Алина РАДУ