Материал Еврорадио
Следственный комитет России создал военный следственный отдел в Беларуси. Сделано это, по данным российского СК, “в рамках расследования преступной деятельности иностранных граждан, воюющих на стороне Украины”.
Поскольку российские военные находятся и в Беларуси, то часть Следственного комитета России также будет в Беларуси. Такова логика российского Следственного комитета.
Для Беларуси это плохой знак, говорят Еврорадио эксперты.
“Не доверяют белорусскому Следственному комитету”
Прежде всего, это незаконно, говорит юрист, ответственный по правовым вопросам НАУ Михаил Кирилюк.
— Если у российского Следственного комитета есть вопросы к белорусскому, они должны отправить запрос о международной помощи, и отправить в белорусский Следственный комитет. А он должен провести все следственные действия, — говорит собеседник. — Но для меня это показатель уровня доверия. Тут же речь идет о том, что российский Следственный комитет называет расследованием военных преступлений украинской армии. На самом деле это фальсификации дел о военных преступлениях, которые совершает российский Следственный комитет.
Такое важное дело для России, как фальсификация, они уже даже не доверяют белорусскому Следственному комитету. Хотят делать все сами, чтобы все было сфальсифицировано именно так, как им нужно.
“Отдел” СК России в Беларуси — это еще один признак потери самостоятельности. Собеседник подчеркивает, что армия, правосудие, территория, язык, граница — это все части суверенитета.
— Россия контролирует их на наших землях с небольшими перерывами с 1795 года. Сейчас из-за того, что Россия нападает на Украину, она старается больше контролировать и Беларусь.
Приедут, а потом как обратно отправить?
Похожее мнение у кандидата исторических наук, независимого эксперта Розы Турарбековой. Она считает, что это продолжение истории с так называемой интеграцией Беларуси и России.
— Возможно, это является одним из первых признаков интеграции уже не в плане экономического управления, а с точки зрения интеграции силовых ведомств.
Наверное, они полагают, что, возможно, будет нечто подобное, что и в Белгородской области. Насколько я понимаю, это будет направлено против предполагаемого нападения со стороны Украины. Думаю, у них будет и другой функционал. В первую очередь преследование и выявление белорусского подполья.
Эксперт подчеркивает, что здесь больше вопросов, чем ответов. Но точно понятно, что для Беларуси это опасно.
— Я не совсем понимаю, какие у них в принципе будут полномочия на территории Беларуси. У нас что, собственного Следственного комитета нет? У них будет право вести следствие и делать аресты?
Но вообще это очень плохие признаки. С этой стороны они могут заходить [в Беларусь. — Еврорадио] в рамках войны России против Украины, а потом попросить обратно вернуться, что ли? — подводит черту Роза Турарбекова.