В ночь с 12 на 13 июня 1941 года более 6 тысяч молдавских семей пережили самый страшный кошмар в своей жизни — депортацию. Президент Майя Санду и премьер-министр Дорин Речан выступили с обращениями по случаю годовщины первой волны депортации, жертв которой чтят в Молдове 13 июня.
«В общей сложности около 20 000 человек — священники, мэры, учителя, предприниматели из сел и городов — были собраны под дулами автоматов и вывезены в вагонах для скота в Сибирь и Казахстан. Жены и дети были разлучены с мужьями и отцами, воды не хватало, а в качестве еды им часто предлагали только соленую рыбу», — отметила Майя Санду.
Глава государства подчеркнула, что самые «образованные люди, интеллигенция нашей страны, наши бабушки и дедушки, полные человечности, мужества и любви к нации» в одночасье стали «врагами народа». Как говорится в сообщении, опубликованном президентом, сталинский режим боялся хозяйственников, которые защищали ценности своей нации, и попирал основные права человека и человеческое достоинство.
«Это рана нашего народа, которую трудно залечить. Прошлое, в котором наши дедушки и бабушки, родители были отправлены на каторгу или убиты за то, кем они были, а не потому, что они что-то совершили, до сих пор причиняет нам боль. Единственный способ почтить их память — выступить против подобных преступлений, посягающих на свободу и право на жизнь», — заявила президент.
Майя Санду добавила, что до недавнего времени «мы все верили, что эти трагедии остались в прошлом. Мы все верили, что не допустим повторения истории и убийства или депортации целых семей из своих домов».
«Но вот уже более года в Украине происходят подобные преступления, а кремлевский режим нападает на свободную нацию за то, что она просто хочет сама решать свою судьбу. Республика Молдова будет продолжать помогать нашим соседям, спасающимся от войны. Мы будем и впредь солидарны с Украиной, потому что мы унаследовали этот урок от наших бабушек и дедушек — вера, человечность и любовь к свободе являются нашими основными ценностями, благодаря которым в недалеком будущем мы окажемся вместе, в семье цивилизованных народов Европы, в Европейском союзе», — заключила глава государства.
Премьер-министр Дорин Речан также выступил с посланием в связи с годовщиной первой волны депортации, жертв которой чтят сегодня в Молдове.
«Депортировав на рассвете 13 июня 1941 года более 25 000 человек и отправив их в лагеря для принудительного труда, тоталитарный режим Сталина попытался стереть самобытность и сломить дух нашего народа. Каждая история напоминает нам о боли и несправедливости, которые пришлось пережить нашему невинному народу. Каждая история также является примером мужества, стойкости и несгибаемого духа нашего народа.
Мы чтим память тех, кто был депортирован в ледяную Сибирь, сохраняя историю и передавая память об этих событиях будущим поколениям. Мы должны сделать так, чтобы наше прошлое не было забыто, чтобы эти зверства не повторились. Сейчас мы вместе боремся за лучшее будущее, будущее в мире, где права человека и достоинство каждого из нас уважаются во всем нашем обществе», — заявил премьер-министр.
Депортации из Бессарабии и Северной Буковины были одной из форм политических репрессий, проводимых советскими властями. Первая волна депортаций началась в ночь с 12 на 13 июня 1941 года (в 2:30 ночи) и охватила территории, аннексированные СССР у Румынии в июне 1940 года. Всего должно было быть собрано 32 423 человека, из которых 6250 должны были быть арестованы, а остальные 26 173 — депортированы (в том числе 5033 арестованных и 14 542 депортированных из Молдавской ССР).
Обычно группа из двух-трех вооруженных солдат и работника НКВД стучалась в окно дома посреди ночи, заставая домочадцев врасплох. «Будьте готовы через пятнадцать минут!», таков был приказ, отданный людям, которые были напуганы происходящим, не понимая, куда и зачем они идут. Часто среди тех, кто приходил за людьми, оказывался доброжелатель или благодетель, который доносил на семью и тем самым помогал НКВД выслеживать опасные элементы.
Депортируемым разрешалось брать с собой до 10 кг вещей на каждого человека, но часто наиболее ценные или полезные вещи из багажа депортируемых делили между собой те, кто забирал их посреди ночи. Затем их грузили на грузовики или даже — в некоторых деревнях — телеги и везли на железнодорожную станцию.
Фото: Национальный архив Молдовы