По материалу hromadske
Государственное бюро расследований Украины в настоящее время ведет 13 уголовных дел в отношении судей, которые перешли на сторону оккупанта. Точной информации о том, сколько представителей судебной власти стали коллаборантами, нет, однако журналистам известно о, по крайней мере, 500 судьях, которые перешли на сторону России после оккупации Крыма и части Донецкой и Луганской областей в 2014 году.
Журналисты hromadske, нашего партнера в Украине, рассказывают о том, что связывает перебежчиков и сможет ли Украина привлечь их к ответственности.
Совет безопасности Украины недавно заявил о разоблачении среди украинских судей разоблачили российского агента. Такое обвинение выдвигают главе Полтавского районного суда Ларисе Богомоловой. По версии следствия, российские спецслужбы завербовали Богомолову в начале полномасштабного вторжения, когда она была судьей городского районного суда города Бердянска в Запорожской области Украины. После захвата города россиянами судья добровольно осталась в нем жить и негласно сотрудничала с ФСБ. В частности, она передала оккупантам информацию о передвижении украинских военных, защищавших Мариуполь, а также призвала других работников суда поддержать российских оккупантов и сотрудничать с ними. Когда Богомолова слышала возражения, она «сдавала» этих людей в российские карательные органы.
Летом судья переехала на подконтрольную Украине территорию и устроилась на работу в Полтавский районный суд, в ноябре 2022 года ее даже избрали председателем суда.
Другая фигурантка уголовного дела — судья из Харьковской области Ирина Уханева, которую украинские власти подозревают в государственной измене.
Через четыре дня после полномасштабного вторжения Уханева собрала работников аппарата Волчанского суда в Харьковской области, который она возглавляла и стала убеждать их перейти на сторону врага. В качестве поощрения предлагала 10 тысяч рублей (около 125 долларов). Перед освобождением города Волчанска, Уханева сбежала в Россию. По украинским законам ей грозит пожизненное заключение.
Представители профильных организаций, работающих над прозрачностью судебной системы Украины обращают внимание на закономерность: как правило, судьи, уличенные в коллаборационизме, имеют за спиной множество поездок в Россию, что в Украине считалось крайне неэтичным для госслужащих после 2014 года.
Михаил Жернаков, председатель правления фонда DEJURE, который видит своей целью установление верховенства закона в Украине, считает, что гражданам с таким бэкграундом не может быть места в украинском судейском корпусе:
«Человек постоянно ездил в РФ, он имел гарантии безопасности от той стороны, а затем оказался предателем. Как “неожиданно”. Судьям нужно определяться со своей иерархией ценностей. Если у тебя там имущество или тебе важно туда ездить к родственникам, например, которые не могут с постели встать, то переставай быть судьей».
Правоохранители признают, что уехавшим за границу на этом этапе будет трудно предъявить обвинения, но это не значит, что судьям-перебежчикам удастся избежать наказания.
«Если такие судьи пересекли границу с Россией, достать их труднее. Но нет ничего невозможного. Наша задача сейчас — получить приговор суда, чтобы эти люди были наказаны в будущем», – говорит пресс-секретарь Государственного бюро расследований Украины Татьяна Сапьян.
Системный выход из сложившейся ситуации эксперты видят в основательной реформе судебной системы, необходимость которой назрела уже давно. Если бы Украина успела провести успешную судебьную реформу до полномасштабного вторжения, судей-коллаборантов было бы меньше, считает эксперт Центра политико-правовых реформ Украины Галина Чижик.
«Мы хотим очистить судебную систему от недобросовестных, недостойных судей. Речь идет как о судьях, которые принимают своевольные, коррупционные решения, наживаясь на своих полномочиях, так и о судьях, которые, очевидно, не чувствуют себя гражданами Украины, а скорее пользуются своими полномочиями и возможностями», — говорит Чижик.