ZdG запускает серию статей с участием представителей религиозных конфессий Республики Молдова о темах, считающихся спорными в нашем обществе. Для выявления сходств и различий мы решили адресовать представителям религиозных конфессий Республики Молдова пять вопросов: об однополых браках, абортах, разводах, смерти и о церковных доходах. Поскольку большинство граждан Республики Молдова провозглашают себя православными христианами, мы решили начать эту серию с беседы со священником-пастором Христианской Православной Церкви Святого Димитрия в Кишиневе, Павлом Борщевским. В последующих номерах мы опубликуем мнения представителей католической, исламской и иудейской конфессий.
О разводе. «Христиане не разводятся. Категорически. Принимает человек болезнь или нет? Человек, ведущий достойную жизнь, не заболевает. Живет долго и умирает от старости», – говорит отец Павел Борщевский.
Об аборте. «Аборт является величайшим преступлением. Женщина, позволившая, чтобы в ее чреве врачом был убит ребенок, или сумасшедшая, или станет ею. Бог заберет ее разум, чтобы он смог ее простить. Женщина равна жизни, ребенок равен женщине. Поэтому беременным женщинам оказывается особое внимание, учитывая разрешение не соблюдать посты спустя год».
О браках ЛГБТ. «Брак, мы также называем его тайной венчания, есть завет по плану Бога для нас, открытый людям в Священном Писании или Библии. Бог наделил человека своим божественным образом и сказал, что нехорошо быть одному на земле, поэтому он сотворил женщину. Если вы покажете мне что-то иное в Св. Писании, я приму это. Но то, что вы называете браком, я называю грехом и грехом содомским».
О смерти. «Для нас, христиан, смерть – это дар, потому что смерть не допускает увековечение греха и убогих условий, в которых мы находимся по причине греха. В то же время, в воскресшем Христе у нас есть перспектива вечной жизни, потому что Христос умер нашей смертью. Христос своей смертью, которую вкусил, умертвил нашу смерть. У христиан не существует разделения, есть переход, и Пасха означает переход от жизни к жизни. Смерть является мостом».
О доходах. «С греческого языка экклесия означает собрание. И не простое собрание, но призыв Христа собраться вокруг Него. И Он, как глава Церкви, дает нам новую Жизнь через Святые Таинства. Таинство Крещения – это второе рождение, тайна Миропомазания является наделением человека всеми дарами Бога. Если, по причине греха, мы отдалились от Христа, через третье таинство – исповеди – мы обновляем одежды крещения. Четвертая тайна – это Евхаристия, в рамках которой Христос реальным образом предлагает нам через Свои Тело и Кровь, которые мы вкушаем, предвкушение рая. И после тайна Венчания и Святого Соборования. Последняя тайна – тайна священства. Это работа церкви.
Когда речь идет о доходах, мы должны понимать, что Церковь является некоммерческим учреждением, что ее целью не является накопление капитала. Те, кто посещает Церковь, формируют общину, семью. И мы вместе, члены семьи, обязались содержать церковь и ее служителей. Мне не нужно ваше, говорит Христос, мне нужны вы. Христиане, если они являются истинными христианами, испытывают сильную нужду в посещении церкви каждое воскресенье, они обязательно жертвуют десятую часть своих доходов церкви, на эту жертву содержится церковь. Например, заработная плата в 100.000 леев должна выплачиваться ежемесячно, чтобы сохранять Церковь такой, какой вы ее видите. Зимой мы платим 35.000 леев за тепло. Я должен брать эти деньги откуда-нибудь, чтобы содержать Церковь, особенно в этот зимний период. Это огромные расходы, а государство не дает абсолютно ничего. Например, в Греции и Румынии церкви поддерживаются государством, а священники получают зарплату. В Республике Молдова этого не происходит. Священники, вместе с прихожанами, должны прикладывать усилия, чтобы хорошо осуществлять церковную деятельность. В Румынии церкви ремонтируются государством. У нас – нет. Тоже мы строим. Кто не приносит десятину, у того и нет дохода. Чтобы получать, необходимо давать. Давать не потому, что это нужно мне, а потому, что нужно тебе. Я, как священник, беру столько, сколько мне нужно. Священник должен содержаться сообществом, это один из моментов, имеющих отношение к уставу нашей церкви. Все, что у меня есть, я получил от людей. Доходы – это жертвоприношения», – заключает Борщевский.
* * *
Православная Церковь Республики Молдова находится в подчинении Московского Патриархата, а Автономная Православная Церковь Бессарабии – в подчинении Румынского Патриархата.
Из общей численности населения, заявившего о своей религии в рамках последней переписи (2.611,8 тысяч человек), 96,8% назвали себя православными. Среди лиц, исповедующих другие религии, перечисляются баптисты (евангельские христиане- баптисты), составляющие 1,0%; свидетели Иеговы – с долей 0,7%; пятидесятники – в соотношении 0,4%; адвентисты седьмого дня – с долей 0,3% и католики – 0,1%. Доля лиц, назвавшихся атеистами и нерелигиозными (агностиками), была 0,2%. 193 тысяч человек не заявили о своей религии, что составляет 6,9% населения Республики Молдова, по данным Национального бюро статистики.
Свобода религиозной практики в Республике Молдова гарантируется и защищается Конституцией. Статья 31 Конституции устанавливает, что свобода совести гарантируется. Она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения. Религиозные культы свободны и организуются сообразно собственным уставам и в соответствии с законом. В отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды. Религиозные культы самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности, в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах.
Алёна ЧУРКЭ