Родительский дом не продается, но может стать настоящей туристической достопримечательностью, рассказывает Татьяна Попа, основатель Музея Родительский дом в селе Паланка, Каларашского района.
Музей был открыт в 2000 году и призван возрождать традиции и обычаи сельского родительского дома, которые исчезают из нашей повседневной жизни.
«Все в жизни меняется. Меняются времена, меняемся и мы, но традиции и память о наших отцах и прадедах должны оставаться, ведь только так мы сможем сохранить свою идентичность», – говорит Татьяна Попа, женщина с изящными манерами, одетая в традиционный костюм.
Оторванная от родины, но не сдавшаяся
Татьяна Попа родилась в 1942 году в селе Паланка. Спустя три года начались тяжелые испытания, о которых она впоследствии никогда не забывала. Коммунизм забрал у нее самое дорогое – счастливое детство и семью. В 1945 году советские власти сослали ее родителей из села. Матери, которая ждала второго ребенка, удалось сбежать. Затем последовали годы скитаний, когда семья укрывалась в лесах, жила на милостыню людей, переезжала из дома в дом, терпела холод, голод и отчаяние. После четырех лет уныния и ожиданий, в 1949 году пришло первое письмо от отца из лагеря. Прошло еще пять лет, и осенью 1955 года он вернулся домой. Но самого «дома» уже не было.
«После возвращения отца из лагеря, нам не разрешалось жить более двух лет в одном населенном пункте, и каждые два года мы переезжали в другое село, в другой район. Мы объездили всю Молдову. Впоследствии, вернувшись в родное село матери, мы начали жизнь с самого начала», – рассказывает основательница музея.
Вернувшись в родное село матери, Татьяне Попа пришлось стучаться в разные двери и простоять в бесконечных очередях, чтобы вернуть отеческий дом. Только в 2000 году Татьяне удалось получить родительский дом обратно, но он оказался совсем пустым. «На самом деле, в 2000 году у меня не было мысли открыть музей. У меня была мечта привести сюда маму, чтобы она провела последние дни в родном доме, но не успела», – рассказывает с грустью Татьяна Попа.
Однако, после периода раскаяний и сомнений, женщина решила возродить традиции и старые обычаи в стенах домашнего очага, которых превратила в музей, где выставила унаследованные и сохраненные от прадедов и родителей предметы. «Я работала над тем, чтобы вернуть родительскому дому первоначальный вид, чтобы он выглядел как в 1945 году, и превратила это сельское хозяйство в место, где каждый посетитель мог бы вспомнить и пережить детские воспоминания, оставив за его пределами повседневные заботы», – говорит Татьяна Попа.
«Меня обвиняли в том, что я румынизирую село»
Татьяна превратила родительский дом в музей ремесел, возродила традиции ковроткачества, шитья народных костюмов. Вернула к жизни популярный в межвоенный период народный шов «ţâţa fetei» («девичья грудь», – прим. ред.), с которым попала на страницы журнала моды «Vogue», после того, как дизайнер Изабель де Хиллерин использовала его в своей коллекции двухлетней давности.
Вначале я столкнулась с многочисленными проблемами и недопониманием со стороны жителей села Паланка, где проживают украинцы. «Я разговаривала на румынском языке. Пыталась учить детей языку нашего народа, за что меня обвинили в попытке румынизации села», – вспоминает женщина. Со временем сельчане изменили свое мнение, они поняли, что Татьяна Попа хочет возродить традиции, которые не имеют национальности, и люди разрешили своим детям посещать творческие мастерские, организованные в Родительском доме. Кроме того, Татьяна Попа учит и женщин, которые не трудоустроены, чтобы «они нашли место в жизни и заработали себе на проживание», – рассказывает она.
Единственное, что пугает владелицу музея традиций и истории народа, – это амнезия, которой страдает большая часть общества. Поэтому, ее борьба не только культурная или языковая, но и систематичная, во имя сохранения памяти. С каждой традицией, которую она возрождает, с каждым костюмом, который она шьет, с каждым уроком шитья, с каждым теплым словом, Татьяна Попа осознает, что возрождает права тех, кто страдал в лагерях, и борется за будущее молодого поколения, чтобы его не лишали народной памяти.
Татьяна БЕГЮ