Художники – особая каста творческих людей, интуиция которых работает, опережая время, производит смыслы, объединяющие на тонких материях прошлое и будущее. Произведения искусства, остающиеся в памяти поколений, кроме художественной ценности, наделены еще и пророческим содержанием.
Особенно четко в этом убеждаешься, знакомясь с циклом «Буча», к которому известный польский художник Анджей Фогтт отнес в 2022 году полотна, созданные им сразу после того, как мир узнал о зверствах российских войск под Киевом, а также работы 1993-1998 и других годов. До 24 апреля их можно увидеть в Музее истории польских евреев «Polin» в Варшаве.
Анджей Фогтт – живописец, график и теоретик искусства. В 1974 году окончил Государственную Высшую Школу Изобразительного Искусства в Познани (Польша). В 2009 году Министерство культуры и национального наследия наградило его медалью Gloria Artis за заслуги перед польской культурой. Работы художника представлены в музейных и частных коллекциях. Живёт и работает в Варшаве.
Помнили бы мы о трагедии Герники, если бы судьба этого испанского города, уничтоженного немецкой авиацией в апреле 1937 года, не вдохновила Пабло Пикассо на создание эпического полотна с одноименным названием? Также и иные трагедии в истории человечества имели все шансы «кануть в Лету», если бы чей-то пронзительный талант не обеспечил им долгой жизни.
Как и испанско-французский кубист, польский художник Анджей Фогтт приступил к работе над сюжетами к «Буче» немедленно, как только были обнародованы первые доказательства российских военных преступлений. Через несколько дней появились первые три полотна цикла. А среди них – с изображением снарядов с надписью «Христос Воскрес», которые российские оккупанты выпускали по украинским городам.
«Искусство – это не только декорация и красивые цвета, очень хорошо, что оно является экземплификацией (выяснение чего-то методом примеров; подтверждение документами – ред.) красоты, поднимает экзистенциальные вопросы. Название цикла является обобщающим, потому что эти преступления касаются не только Бучи», – отмечает художник.
Уроды в центре полотен Фогта демонстрируют пренебрежение к жизни и совсем не похожи на людей. В конце концов, являются ли людьми пришедшие ужасать? Контур отвратительных фигур, чтобы усилить их реальность в XXI веке – веке прогресса и новых технологий, выполнен красками, выдавленными прямо из тюбика. И это еще один яркий приём художника.
Черный фон выделяет преступников, подчеркивает хищный блеск их зрачков и красные звезды, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что звери посягнули на человеческих жизнях. Игра света и ярких красок, которые под кистью художника приобрели объемность, придает полотнам поразительной визуальности, а как следствие – убедительности.
Обесценивание чужой жизни, пустые взгляды и отвратительные силуэты, схематические церковные купола и кресты на заднем плане, служащие лишь прикрытием и не имеющие сакрального значения – все эти символы уже были на полотнах Фогтта. Речь идет о части работ под названием «Похищение Европы», которые сюжетно легли в канву цикла «Буча», и даже были ее первопричиной во временном пространстве.
«Я знал, что будет война», – говорит художник, и его полотна предыдущих лет это свидетельствуют. С точки зрения исследования полотен Фогтта как художника-пророка, на них стоит остановиться подробнее. «Европа, газ и нефть», – написано на русском на холсте. К слову, на польском языке это звучит как скороговорка, активизирующая работу языковой зоны мозга: «Europa, gaz I ropa». Или отзывается как слова-омофоны – с незначительной разницей в написании, – чтобы нельзя было стереть из памяти.
Европа, которая отреклась от задекларированных ценностей ради дешевого газа и нефти от людей вида Homo Bydlakus (это еще одно из лексических новообразований Анджея Фогтта, а также название одного из полотен, созданного в 1997 году), сейчас уже поплатилась за это.
За двадцать лет «хомо быдлякусы» окончательно потеряли человеческий облик. Их шерсть покрылась коричневыми пятнами крови. А болотные метки на их телах – разве это не напоминает российский военный камуфляж?
«В истории искусства так было всегда – случались художники, которые склонны к определенным явлениям, имели ощущения, и умели это выразить, – говорит Анджей Фогтт. – А были такие, которые не хотели браться за подобные темы. К примеру, Клод Моне говорил, что мир слишком жесток, я не хочу этим заниматься. Каждый имеет право не входить в эту грязную воду, и не стоит их осуждать».
Впрочем, украинские флаги на черном фоне и желто-голубые элементы не дают полотнам цикла «Буча» превратиться в условную депрессивную pinturas negras – «черную живопись» испанского художника Франсиско-Хосе де Гойи. Свежая ветка на срубленном дереве, зажженная свеча в окне – все это символы надежды, победы правды над ложью, а жизни – над смертью. А для нас – победы Украины в войне с Россией.
К слову, одно из полотен цикла «Буча» сейчас висит в Европарламенте в Брюсселе, как напоминание Европе о причинах и следствиях.
Скорее всего, цикл «Буча» вскоре можно будет увидеть в столицах других европейских стран, возможно – также и в Украине. Есть вероятность, что это может стать причиной ретравматизации людей с усиленной эмпатией или тех, которых лично коснулась трагедия оккупированных городов и сел.
Впрочем, с работами Анджея Фогтта таки стоит ознакомиться, дабы запечатлеть в памяти, что генетические уроды всегда остаются уродами, а соответственно, быть бдительными и пытаться во что бы то ни стало предотвратить подобные трагедии в будущем. А еще – ради той свечи в окне…
Ольга Гембик