В Молдове есть много способов лечения алкоголизма. Государственное лечение бесплатно. Оно включает как «классические» методы, такие как детоксикация, кодирование и другие лечебные процедуры, так и работу с психологами-наркологами. Помимо государственных, есть несколько общественных объединений, которые помогают людям, желающим перестать быть зависимыми от алкоголя, а также несколько частных клиник, специализирующихся на этой сфере.
ZdG пообщалась с людьми, которые боролись с зависимостью от алкоголя и победили. Они смогли изменить свою жизнь. Все говорят, что испробовали много методов, чтобы избавиться от зависимости. Выход? Психологические изменения, так как, по их словам, только кодирование и только медикаментозное лечение не работает.
Согласно последнему отчету об алкоголе и здоровье, опубликованному в 2019 году, Республика Молдова остается среди стран с самым высоким средним уровнем потребления алкоголя на взрослого жителя.
«Алкоголики – не плохие люди, но они больны и нуждаются в помощи»
«Алкоголики – не плохие люди, но они больны и нуждаются в помощи»; «Я думала, что я молодая, красивая, и что я не могу стать алкоголичкой, но это иллюзия»; «Муж заставил меня выбрать: мы разведемся или я пройду кодирование»; «Я не хотел быть алкоголиком»; «Из-за алкоголя я потерял бизнес и две семьи»; «Я начал пить из-за боли и прогонял все проблемы алкоголем»; «Легко бросить пить, но трудно не возвращаться к этому».
Эти несколько фраз привлекли наше внимание, когда мы решили побыть на собрании общества «Анонимных алкоголиков» Кишинева. На встрече люди рассказывали о своем опыте с алкоголем и о том, как они жили до того, как поняли, что нуждаются в лечении.
На этом собрании было около 20 человек. Соотношение полов было практически равным, а возраст участников – от 25 до 60 лет.
«Я выросла с уверенностью, что я никогда не стану алкоголичкой»
«Я из семьи, где мама была алкоголичкой, а отчим был наркоманом, и я выросла с уверенностью, что я никогда не стану алкоголичкой и никогда не столкнусь с этой проблемой. Если я делала что-то не так, то родители кричали, и я пугалась. Все эти страхи росли. Постепенно девочка выросла и создала семью, в которой оказался муж-наркоман, а сама она стала алкоголичкой. В конце концов, проблемы с алкоголем привели меня в общество „Анонимных алкоголиков”. Вначале мне было очень страшно приходить, и перед первой встречей я выпила для смелости», – вспоминает Мария (имя изменено, прим. ред.), женщина в возрасте примерно 40 лет, о своем первом опыте с обществом «Анонимных алкоголиков».
«Когда я попала туда, меня привлекла свобода, с которой люди разговаривали, потому что я думала, что это табу – говорить о том, что ты много пьешь, что просыпаешься в незнакомых местах и т.д. Позже я нашла наставника, который провел меня через все 12 шагов, и я смогла встретиться с собой, освободиться от душевного груза, который накопился с детства», – рассказывает женщина.
«Анонимные алкоголики» (А.А.) – это общество мужчин и женщин, которые делятся опытом, силой и надеждой, чтобы решить общую проблему, то есть справиться с алкоголизмом. Единственное условие для членов общества – желание прекратить употреблять алкоголь. Ассоциация не берет взносов или платы за участие. «Мы работаем на собственные вклады», – говорится на сайте общества. А.А. проводит встречи в Кишиневе, Басарабяске, Бендерах и Бельцах, а также онлайн для людей, которые не могут физически присутствовать. Общества «Анонимных алкоголиков» есть более чем в 170 странах мира, и все основаны на программе «12 шагов», которую придумали более 100 лет назад в США.
«Я могу не пить 10 лет, но моя проблема не исчезнет и будет поджидать меня за углом»
«В нашей программе важно „давать и получать”. Для меня было так же удивительно, что программа бесплатная, и всегда искала подвоха, и что я должна отдать. Тогда люди, которые давно были в программе, сказали, что я должна лишь делиться своим опытом, как я вылечилась. У нас в „Большой книге” написано: „Лечение начинается тогда, когда один алкоголик начинает разговаривать с другим”. Мы люди, которые сосредотачиваются на себе. Слушая опыт других людей, мы уже не чувствуем себя одинокими», – рассказала Мария.
«Почему важно продолжать ходить на собрания? Предположим, что у меня диабет. Мне нужен инсулин. Если я перестану принимать инсулин, я не смогу жить. Так и здесь, я алкоголик на всю жизнь, и это должен понять каждый. Я могу не пить 10 лет, но моя проблема не исчезнет и будет поджидать меня за углом. Но это не значит, что я совсем не изменюсь. Я не могу судить сама о себе, но то, что сегодня мой ребенок подходит ко мне и рассказывает о личном, уже что-то значит, ведь я была матерью, которая кричит и всегда недовольна. Сейчас в обществе меня принимают как нормального человека», – объясняет женщина.
«Первый шаг – признать, что ты алкоголик»
Люди, которые не состоят в обществе, не могут говорить на собраниях, но они могут задавать вопросы после окончания собраний. Членом общества может стать любой человек, который был хотя бы на трех встречах. В обществе есть устав поведения. «Большая книга» словно Библия для тех, кто участвует. Там изложено 12 шагов, благодаря которым человек, зависимый от алкоголя, может «освободиться».
«Я решил попробовать эти 12 шагов. Первый шаг – признать, что ты алкоголик. Поэтому я начал понемногу делать эти шаги. Эта программа такая легкая и в то же время трудная. Нужно делать все по очереди, нельзя сразу перелезть через забор. Невозможно перейти от первого к двенадцатому шагу. Позже я начал понимать, что не сама выпивка виновата, а виноват я, и вся проблема в голове», – отмечает Андрей (имя изменено, прим. ред.), который посещает встречи общества уже год. По его словам, все это время он не пил алкоголь.
Кроме признания того, что Вы алкоголик, в рамках программы определяют, с какими именно проблемами Вы сталкиваетесь. Другой шаг – составление списка людей, которым Вы создали проблемы, и исправление. Последний шаг – помочь другим зависимым людям «освободиться от алкоголя».
«Когда я провел год без алкоголя, я почувствовал себя героем»
«Я думаю, что сначала, когда я утверждал, что не могу контролировать алкоголь, я обвинял разные факторы, людей, ситуации и то, что я потерял родителей, когда был маленьким, что моя жена умерла и я остался с двумя детьми. Но в какой-то момент я все-таки понял, что что-то не так. Мои друзья посоветовали пойти в отделение наркологии. Я пробыл в отделении 26 дней, получил лечение, кодировался, но не чувствовал себя алкоголиком. Я думал, что я не буду пить год, и все будет нормально. Не прошло и трех месяцев, как я опять начал пить. Сначала я не пил, но потом я опять выпил и ситуация усугубилась», – вспоминает Андрей.
«Об обществе А.А. я слышал в фильмах, книгах, но я не знал, что оно есть у нас. Мне было стыдно прийти, и я боялся, что меня узнают, что на меня будут смотреть. Я не знал, какие здесь люди. Я очень боялся. Но когда я пришел туда, я увидел совершенно разных людей. Молодые и пожилые, женщины и мужчины – все были равны. Вы просто представляетесь и говорите, сколько времени Вы не пили. Я был в шоке от того, что можно не пить даже десятки лет. Сейчас я не пью уже год. Для нас, алкоголиков, каждый день – это победа, особенно в начале. Нужно жить сегодняшним днем, быть бдительным сегодня. И так прошел день, месяц. Когда я провел год без алкоголя, я почувствовал себя героем, честно, и я гордился собой, потому что оставался трезвым», – рассказывает участник «Анонимных алкоголиков».
Государственное лечение бесплатное: «Иногда за лечением алкоголизма необходимо следить всю жизнь»
Евдокия Пачу – психиатр-нарколог в Республиканском наркологическом диспансере. Специалист отмечает, что государство предлагает бесплатное лечение людям, которые добровольно обращаются за помощью, или которых привозит скорая помощь.
«Когда речь идет об алкоголизме, мы говорим о процессе восстановления, и в случае этого заболевания это длительный процесс. Иногда за ним необходимо наблюдать на протяжении всей жизни. Лечение, в первую очередь, гарантируется государством, поэтому независимо от того, есть ли у пациента полис медицинского страхования, он считается уязвимым социальным контингентом и получает минимальное лечение, гарантированное государством, бесплатно. Это добровольное и длительное лечение. Лечение у нас, в стационарных условиях, длится от 21 до 30 дней. Большинство пациентов отрицает, что у них есть проблемы с алкоголем. В этом случае важно, чтобы пациент встретился с психологом, который проведет оценку, а затем путем консультирования и беседы побудит его лечиться. Необходимо, чтобы больной принял свое состояние. Он должен признать, что у него есть проблема со злоупотреблением алкоголем, с вредным употреблением алкогольных напитков», – заключил специалист.
«Врач начинает с этапа деалкоголизации, детоксикации организма, затем попутно подключаются психологи и идет психотерапевтический этап. Кодирование не обязательно входит в лечение для всех пациентов. Кодирование – это альтернативный метод лечения, и он не применяется ко всем пациентам, а применяется к пациентам, находящимся в сознании, и на ранних стадиях заболевания. Кодирование также может быть лечебным, формирующим отвращение, либо психотерапевтическим, вызывающим отрицательное отношение к алкогольной продукции», – отмечает Евдокия Пачу.
«Люди идут на работу, а я иду в бар»
41-летний Влад Якобан смог победить в борьбе с алкоголизмом, пройдя реабилитацию в общественном объединении «Inițiativa Pozitivă».
«Я, наверное, понимал, что были проблемы, еще до реабилитационной программы, но я просто был уверен в себе. Серьезные проблемы начались в 28 лет. Я пошел к наркологу-психотерапевту и согласился на классический метод, так называемый „код”, на пять лет. Я хорошо продержался эти пять лет и не пил, но морально я был тем же зависимым человеком, который просто не пил. И наступил момент, когда все ухудшилось. Все началось с пива, и за полгода все стало очень серьезно», – рассказывает Влад.
«Я еще два раза пробовал кодироваться, но безуспешно. Я развелся и потерял работу. Проблема в том, что я уже понимал, что перешел к следующему этапу. Люди идут на работу, а я иду в бар. Я бы сказал, что это была духовная проблема и, наверное, уже что-то изменилось в организме в химическом плане. У меня серьезно дрожали руки, то есть если я пил алкоголь два-три дня в большом количестве, то я не мог поднести стакан ко рту одной рукой. Я случайно познакомился с психологом из организации „Inițiativa Pozitivă” и пришел на небольшую консультацию на полчаса. Я она сказала: „Смотрите, можно попробовать другой метод – реабилитационную программу. Девять месяцев за городом, в спокойном месте”. Меня больше всего впечатлило то, что в „Inițiativa Pozitivă” все бенефициары постоянно находятся на этапе изменений. Постоянно, с 6:30 утра до 22:30 вечера мы что-то делаем», – добавил мужчина.
«Сила воли временно удерживает Вас от алкоголя, но Вы все равно возвращаетесь к нему. Поэтому необходима психологическая реабилитация»
Сейчас Влад продолжает работать в этом объединении, в Новоаненском реабилитационном центре, и делится опытом, который он пережил.
«Кодирование, наверное, работает какое-то время, пока у Вас получается не пить. Но внутри ничего не меняется, и Вы остаетесь тем же зависимым человеком. Чтобы не пить, недостаточно одной силы воли. Это похоже на сжатый кулак. Каким бы сильным Вы ни были, однажды Вы разожмете его. Так и здесь, сила воли временно удерживает Вас от алкоголя, но Вы все равно возвращаетесь к нему. Поэтому необходима психологическая реабилитация», – уверен Влад.
Общественное объединение „Inițiativa Pozitivă” было основано в 2011 году. «Объединение состоит из 68 членов и 36 сотрудников. За последние пять лет более 200 добровольцев поддерживали его деятельность», – говорится на его сайте. У „Inițiativa Pozitivă” есть реабилитационный центр в Новых Аненах. Люди, которые проходят курс реабилитации, живут в центре весь период лечения.
«Когда меня кодировали, через полчаса я шел куда-то и опять пил. Это вообще не работает»
Михаил Романик, которому 31 год, также прошел реабилитацию в общественном объединении „Inițiativa Pozitivă”. Мужчина считает, что кодирование не действует, и что лучший способ прекратить употребление алкоголя – это работа с психологами и с другими людьми, которые были зависимыми.
«У меня достаточно большой опыт потребления. Сначала это были наркотики, примерно в 15 лет, а за последние два-три года я пристрастился к алкоголю, и это было очень тяжело. Где бы я ни искал работу, меня спрашивали: «Вы пьете?». Я говорил, что нет, но со временем это обнаруживалось. Потом меня увольняли, я искал новую работу, меня опять увольняли, и я вновь искал новую работу. В семье тоже возникли проблемы, и я тайком брал деньги. Когда я понял, что ситуация серьезная, я обратился в наркологический центр в Бельцах. Там меня детоксицировали и попытались кодировать, но безуспешно. Когда меня кодировали, через полчаса я шел куда-то и опять пил. Это вообще не работает, разве что с доверчивыми людьми», – рассказывает мужчина.
«Когда я решил пройти реабилитацию в „Inițiativa Pozitivă”, я уже был на грани, и мне больше нечего было делать. Я приехал сюда, и меня отправили на анализы, сделать флюорографию, провериться на ВИЧ/СПИД и гепатит. То есть без химических или лекарственных процедур. Они взяли мои сигареты и сказали: „Будь здоров”. Я приехал в реабилитационный центр. Там прежде всего есть работа с психологами, с кураторами центра. Все сосредоточено на том, чтобы Вы поняли свои собственные проблемы, которые Вы таскаете на себе, как мешок, а также то, что Вы сделали и что собираетесь с этим делать. Весь реабилитационный период длится девять месяцев. Он разделен на три курса по три месяца. Первый курс, когда Вы просто открываете глаза и Вы уже в норме. На втором этапе вы начинаете нести ответственность за что-то, даже что-то маленькое. Третий курс – программа адаптации, когда Вы проводите неделю в городе, неделю – в больнице. Реабилитация в течение девяти полных месяцев обошлась в 62 тысячи леев», – говорит Михаил.
Полный курс реабилитации длится девять месяцев, а стоимость увеличилась по сравнению с предыдущими годами. В марте 2023 года курс стоил 90 тысяч леев.
«Первый этап, разумеется, это очищение организма от психоактивных веществ»
В Молдове есть десятки частных клиник, которые привлекают людей, желающих избавиться от алкогольной зависимости. Дмитрий Кобылянский, координатор терапевтического процесса в сфере зависимости в клинике «Adomed», утверждает, что люди, проходящие курс реабилитации, должны найти ежедневную альтернативу, чтобы изменить свои привычки.
«Для начала нужно понять, насколько серьезна проблема человека. Первый этап лечения, разумеется, это очищение организма от психоактивных веществ. После этого, когда эмоциональное состояние человека после периода чрезмерного потребления немного стабилизируется, рекомендуется пройти психосоциальную реабилитацию уже в нашем центре. Лечение включает программу „12 шагов”, психосоциальную работу, работу с психологом, работу в групповой терапии, индивидуальную терапию, профилактику воздержания. Во время реабилитации обязательно соблюдать определенный график, режим, чтобы развить в себе постоянство, научиться что-то делать и мыслить иначе», – заключил Кобылянский.
В частных клиниках разные цены на консультации или лечение алкоголизма. Стоимость консультации варьируется от 400 до 600 леев. Кодирование, вне зависимости от срока его проведения, варьируется от 1800 до 2000 леев, а месячный курс реабилитации в центре может обойтись в 12-18 тысяч леев.
_____
«Согласно последнему мировому отчету об алкоголе и здоровье за 2019 год, Республика Молдова остается в числе стран с самым высоким средним потреблением чистого алкоголя на взрослого человека (старше 15 лет) – 12,9 л (мужчины – 20,6 л; женщины – 5,9 л). ), по сравнению со средним потреблением 9,8 литра чистого алкоголя на взрослого в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения. В результате уровень смертности из-за чрезмерного употребления алкоголя в Молдове составляет 26,1%, и это выше среднего показателя по региону за 2016 год – 10,1%», – говорится в пресс-релизе Национального агентства общественного здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), алкоголь – третья причина заболеваний и преждевременной смерти среди населения в целом, и из-за него возникает более 200 заболеваний. Наиболее распространенные заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя, это психические расстройства, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые, легочные, репродуктивные и онкологические заболевания.
Василий УРСАКИ
Pingback: ФОТО/ Ежегодные внутренние конкурсы АНП – ZdG получила девять наград | Ziarul de Gardă RUS