Национальная антикоррупционная комиссия заплатит почти 800 тысяч леев за сканирование и опубликование деклараций об имуществе должностных лиц, почти в три раза больше, чем заплатила за ту же работу в прошлом году. И поскольку тендер по назначению фирмы, которой предстоит выполнить эту работу, состоялся всего лишь две недели назад, размещение деклараций онлайн запаздывает, а общественное мнение, хотя прошло уже четыре месяца с момента истечения срока подачи деклараций, все еще не может выяснить, какое имущество накопили за прошлый год государственные чиновники.
В соответствии с Законом о декларировании и контроле за доходами и имуществом лиц, исполняющих ответственные государственные должности, судей, прокуроров, государственных служащих и некоторых руководящих работников, Национальная антикоррупционная комиссия (НАК) должна разместить на своей веб-странице полученные декларации в 30-дневный срок после их получения, обеспечивая постоянный доступ к ним… Сегодня уже 7 августа 2015, и прошло не 30, а 128 дней с момента истечения срока для подачи этих деклараций, но они до сих пор не были обнародованы. Всего три недели назад НАК организовала тендер по назначению фирмы, которой предстоит обработать декларации и опубликовать их на сайте учреждения.
798 тысяч леев за 109 тысяч деклараций
Данные, представленные НАК, показывают, что в 2013 году за эту услугу учреждение, подпитываемое за счет государственных средств, уплатило за обработку, сканирование и публикацию деклараций 492 тысяч леев ООО «BTS Prо». Год спустя, тендер, организованный НАК, выиграло ГП «Fiscservinform» – сумма составила 284 тысячи 994 леев. В этом году размер оплаты данных услуг значительно увеличился. Этот же экономический агент, ГП «Fiscservinform», получил право заниматься 109 тысячами 179 поданными декларациями о доходах и имуществе чиновников, за оплату в размере 798 тысяч 600 леев.
Анатолий Дончу, председатель НАК, находится в отпуске, и на период его отсутствия он делегировал полномочия члену Комиссии Леониду Морарю, а не вице-председателю НАК Виктору Стрэтилэ, с которым Дончу находится в конфликте. Леонид Морарь утверждает, что цена обработки деклараций возросла, так как увеличился объем работ, которые должен выполнить экономический агент, выигравший тендер. «В несколько раз увеличивается количество метаданных. В связи с тем, что мы хотим в будущем перейти от подачи деклараций в письменной форме к предоставлению их онлайн, нам необходимо больше изменений. Другими словами, те, кто выиграл, получили больше работы. Более того, в тендере принимала участие фирма, предлагавшая те же услуги за миллион с лишним леев. Только вот эта фирма не представила некоторые документы, необходимые для участия в тендере. В итоге, государственное предприятие предложило наиболее приемлемую цену и выиграла тендер», – уточняет Леонид Морарь, член НАК. Относительно того факта, что декларации об имуществе все еще не обнародованы, хотя установленный законом срок растянулся на три месяца, Морарь отметил, что это произошло по причине неутверждения бюджета учреждения. «Все упирается в бюджет. Теперь, насколько я понял, все готово. Да, является нормой, чтобы, как только декларации подавались, их сразу же обнародовали, дабы их можно было проверить. Но, видите, какова ситуация. И у нас есть минусы в работе, и у вас, тех, кто хочет на них посмотреть», – продолжил чиновник.
«Закон предусматривает, что декларации должны быть опубликованы в течение 30 дней. Значит, НАК не соблюдает очень важное законодательное положение. Я понимаю, что учреждение может не успеть разместить онлайн 100 тысяч деклараций в течение такого короткого времени, но, возможно, необходимо потребовать изменения закона, чтобы его не нарушать», – считает Марьяна Калугин, эксперт Центра анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК).
«В прошлом году было 95 тысяч деклараций, в этом году их 110 тысяч…»
Официально, в соответствии с законом, это промедление действует в пользу чиновников, особенно тех, кто обманывает, когда декларирует свое имущество. Тем не менее, закон предусматривает, что срок давности для проверки деклараций не может превышать одного года с даты получения их НАК. В этих условиях, срок сокращается, и если расследование НАК длится несколько месяцев, а учитывая, что, по сути, НАК не то учреждение, что ставит финальную точку, а Генеральная прокуратура, наказание подтасовщиков фактов становится практически невозможным.
Мы спросили и у Виктора Стратилэ, вице-председателя НАК, почему публикация деклараций об имуществе должностных лиц задерживается, а также, почему учреждение платит почти в три раза больше за их сканирование и публикацию, чем в 2014 году? Находящийся в открытом конфликте с председателем НАК Анатолием Дончу, который вместе с двумя коллегами, Думитру Прижмиряну и Леонидом Морарем, обвиняются, в том числе, в подлоге документов, Стратилэ утверждает, что, хотя является вице-председателем, он не был проинформирован ни о тендере, организованном учреждением, ни о цене, по которой был назван победитель. Он отказался высказаться по поводу того, является ли сумма в 800 тысяч леев завышенной или нет для сканирования и размещения деклараций онлайн.
В этом контексте, мы просили прокомментировать представителей «Fiscservinform», пытаясь выяснить, почему предложенная цена за обработку деклараций об имуществе должностных лиц резко возросла в 2015 году. Татьяна Стайкова, руководитель пресс-службы «Fiscservinform», ответила нам, что цена, предложенная предприятием, соответствует требованиям НАК и техническим условиям. «В прошлом году было 95 тысяч деклараций, в этом году 110 тысяч. Аналогичным образом, изменилось количество метаданных. Если в прошлом году их было семь-восемь, то в этом году 40-60», – объяснила она. «Во-первых, я не думаю, что это правильно, когда экономический агент обрабатывает декларации чиновников, так как, на карту положены личные данные, и не у всякого должен быть к ним доступ. Вместе с тем, учреждение должно очень четко обосновать, как и на что тратит деньги, не оставляя места для интерпретаций», – отмечает Марьяна Калугин.
Электронные декларации с 2016 года?
Начиная с 2016 года, проблема сканирования деклараций чиновников, а также прозрачности во всем этом процессе, должна исчезнуть. Это должно произойти, поскольку в прошлом году был подписан договор о сотрудничестве между НАК и Центром электронного управления, впоследствии была очерчена сфера полномочий по созданию информационной системы «Е-Integritate» (Электронная декларация). Эта система предусматривает онлайн представление деклараций об имуществе должностных лиц. В этой связи был организован тендер, и 30 января 2015 года вступил в силу договор, подписанный с фирмой, которая выиграла тендер и должна внедрить систему. На самом деле, в соответствии с информацией, предоставленной Центром электронного управления, тендер выиграл консорциум, состоящий из двух компаний: ООО «InfoSafe» и ООО «BTS Pro».Стоимость договора составляет 1,57 миллиона леев, деньги, которые будут оплачены Всемирным банком в счет кредита, который он предоставит нашей стране. У этих двух фирм много общих знаменателей, а также отношений с НАК. Так, ООО «BTS Pro» было той фирмой, что размещала онлайн декларации об имуществе должностных лиц в 2013 году, в период, когда Дорин Грицкан, нынешний учредитель и управляющий ООО «InfoSafe», был менеджером проекта в этой фирме. ООО «InfoSafe» выиграла в последние годы не менее 10 тендеров, организованных через Агентство по государственным закупкам (АГЗ). Большинство из них были организованы Министерством юстиции в рамках обслуживания Электронного правительства. Отметим и тот факт, что на веб-сайте АГЗ, ООО «BTS Pro» появляется в списке экономических агентов без права на участие в тендерах. Решение датировано 6 февраля 2015 года и должно оставаться в силе до 2018 года. В марте этого года, однако, его исполнение было приостановлено.
Думитру Посту, менеджер проекта «E-Integritatе», утверждает, что включение экономического агента, который должен будет внедрить подачу электронных деклараций об имуществе, в список запрещенных АГЗ, никак не влияет на развитие программы, потому что «мы не проводили тендер в соответствии с правилами госзакупок, а в соответствии с правилами Всемирного банка, так как бюджет для этого проекта выделен из средств Всемирного банка. Это деньги, одолженные у Всемирного банка, которые впоследствии будут выплачены государством». Посту утверждает, что имплементация этого проекта будет запущена в начале следующего года и позволит чиновникам представлять декларации об имуществе сидя за компьютером. Ознакомиться с соответствующей декларацией потенциальные желающие смогут сразу же после ее подачи чиновником.
Виктор МОШНЯГ