В сотнях сел Республики Молдова не хватает врачей. Между тем, ежегодно сотни выпускников резидентуры получают дипломы, но не попадают в сельские населенные пункты. Молодые врачи пеняют на низкие зарплаты, отсутствие жилья, а также возможностей для профессионального роста. С другой стороны, районные больницы обещают материальную помощь в несколько сотен леев или временное бесплатное жилье. Министерство здравоохранения так же предоставляет пособие в размере нескольких десятков тысяч леев после трех лет работы в селе. Молодые врачи, однако, говорят, что могут заработать эти деньги в течение нескольких месяцев в Румынии, которая принимает молодых врачей на куда лучших условиях.
Государство тратит до 400 тысяч леев на подготовку резидента, утверждает министр здравоохранения Руксанда Главан. В этом году 409 резидентов Государственного университета медицины и фармации (ГУМФ) им. Николая Тестемицану получают дипломы об окончании и направления в медицинские учреждения Республики Молдова. Только трое из них учились на контрактной основе. Таким образом, 406 врачей, учившихся за счет государства, будут распределены в медицинские учреждения страны.
Для того, чтобы компенсировать инвестиции, осуществленные государством, резиденты, учащиеся на бюджете, распределяются Министерством здравоохранения (МЗ) в медицинские учреждения на три года. Ежегодно, МЗ принимает Положение об их распределении. Положение 2017 года будет опубликовано в течение нескольких недель. Распределение проходит в соответствии с потребностями в специалистах, средним баллом выпускников и выбранной специальностью. Резиденты с наивысшим средним баллом сами могут выбрать место работы из списка распределений, предложенного МЗ. Местные органы власти обязаны помочь молодым специалистам найти жилье.
Сессия 2017 года проходит с 5 по 26 июня, а врачи-резиденты будут сдавать выпускной экзамен в три этапа: практические задания, контрольный тест и собеседование. Хотя осталось мало времени до того, как более 400 молодых людей станут дипломированными специалистами, есть резиденты, уже прошедшие через этот опыт, которые считают, что метод МЗ по интеграции молодых людей в сферу занятости в сельской местности неэффективен.
Ни часа в местности, куда распределило МЗ
Михаил Назария является резидентом выпуска 2016 года, обучавшимся за счет государственного бюджета. Несмотря на то, что он родом из Кишинева, и у него был после окончания балл «9,2», он получил распределение на должность директора Центра пульмонологии в Тырнова, Дондюшанского р-на. Еще в университете ему пообещали зарплату в размере до шести тысяч леев, и обеспечить транспортом. Но когда он приехал в Тырнова, то столкнулся с другой реальностью. «Бухгалтер сообщила мне, что зарплата составляет 1800 леев, а транспорт – это неисправная машина. Я понял, что мне нет смысла там оставатxься». Михаил сказал нам, что и больничное оборудование устарело. В результате, пульмонолог отказался работать в больнице Тырнова. «Я и часа там не проработал, хотя и получил распределение». Еще одной причиной для отказа от рабочего места, предложенного МЗ, был тот факт, что у него и его супруги, тоже резидента, терапевта, шестимесячный ребенок. «При распределении я сказал комиссии, что у нас маленький ребенок, и нас нельзя разделять. Но начались проблемы, хождения по мукам».
Поэтому он отказался работать в Тырнова, попробовав трудоустроиться в государственных учреждениях Кишинева. Единственным ответом было то, что раз он является выпускником 2016 года, то может трудоустроиться только с направлением от МЗ. Он попросил в МЗ другое направление, но ему сказали, что только министр может решить эту проблему. Прием у министра закончился отказом в выдаче направления на работу в Кишиневе, его отправили в Пульмонологический центр по реабилитации детей с туберкулезом в Ниспоренах.
«Я не поехал, даже не осведомился о заработной плате или об условиях труда, потому что должен был быть вдали от своей семьи», — говорит молодой человек. «Я устроился в частное учреждение, без направления от МЗ». В настоящее время, Михаил является врачом-тренером в фитнес-центре в Кишиневе. Он говорит, что помогает людям, страдающим от артрита, грыжи межпозвоночного диска и других сложных проблем. «Меня беспокоит то, что я не работаю по специальности, но для меня это выход из положения».
МЗ отрицает, что распределило резидента в главы больницы
Хотя Постановление Правительства обязует молодежь, обучавшуюся на бюджете и не работающую в учреждениях, куда они были распределены МЗ, вернуть деньги, вложенные в них государством, Михаил Назария утверждает, что не получил никакого предупреждения. С другой стороны, его супруге, родом из Кишинева, которая была распределена в Рышканы, в настоящее время находящейся в отпуске по уходу за ребенком, было объявлено, что, если она не поедет на работу туда, куда ее распределили, ей будет предъявлен иск о возмещении финансовых ресурсов.
Даже если на него подадут в суд, Михаил утверждает, что после нескольких консультаций с юристом он понял, что непосредственно со скамьи ГУМФ нельзя стать главой больницы. Для соответствия требованиям руководящей должности необходим опыт не менее пяти лет в качестве врача и магистратура в сфере управления здравоохранением.
С другой стороны, начальница Управления персоналом МЗ, Нелли Продан, утверждает, что ни один резидент не может быть распределен в качестве главы больницы, так как это противоречит регламенту МЗ, уточнив, что резидент был направлен в качестве врача-специалиста.
Глава Центра пульмонологии в Тырнова подтвердила, что молодой человек был назначен в качестве специалиста-пульмонолога, а не директора больницы. В то же время, она подтвердила, что отсутствие условий труда и низкая заработная плата побудили его отказаться от места работы.
Для того, чтобы сократить миграцию человеческих ресурсов и обеспечить условия труда в медицинских учреждениях республики, Правительство утвердило Стратегию развития людских ресурсов в системе здравоохранения на 2016-2025 гг. Она предусматривает, в том числе, развитие других услуг, таких как детские сады, школы и дороги, утверждает Родика Скутельник, государственный секретарь МЗ.
Для привлечения молодых специалистов в медицинские учреждения в сельской местности, МЗ также предлагает предоставлять пособие в размере 45 тысяч леев. Сумма будет выделяться в течение трех лет в три этапа. 9 июня этого года МЗ объявила о том, что пособие будет выплачиваться полностью, в одном транше. При всем этом, резиденты-выпускники текущего года не в восторге от этой возможности.
«Только наше государство может надеть на шею поводок»
Виктор Шкиопу является резидентом четвертого курса, он собирается стать лиценциатом в хирургии. Параллельно, в рамках консорциума, Виктор учится на первом курсе Докторской школы ГУМФ и Онкологического института. Хотя он уже 10 лет обучается медицине за счет государственного бюджета, будущий специалист утверждает, что не согласится работать за пределами Кишинева. «Я не соглашусь, потому что состою в браке, у меня есть ребенок. Мы с женой уже обосновались в Кишиневе». Он говорит, что, прежде чем распределять врачей в сельскую местность, необходимо создать равные условия в сельских и городских районах. «Что я могу сделать в одиночку в районе? Чтобы кто-то пришел на консультацию, а я бы направил его в вышестоящие учреждения Кишинева? Выходит, что я фильтр для перенаправления пациентов в Кишинев». Виктор убежден, что те, кто хочет профессионального роста, не поедут в село для минимальной занятости, в то время как медицина в мире продвинулась в значительной мере.
Он также говорит, что пособие в 45 тысяч леев, которое молодые люди должны получить в первые три года работы, не что иное, как четыре месяца работы в качестве резидента в Румынии, не говоря уже о деньгах, получаемых резидентами в странах ЕС. «Тебя связывают на три года. Только наше государство может надеть на шею поводок. Если бы это была сумма, которая могла решить насущные проблемы, чтобы на эти деньги можно было купить дом, квартиру, начать свое дело. 45 тысяч – это курам на смех. Певец на свадьбах заработает их за месяц».
Виктор считает, что намного целесообразнее после шести лет общей медицины проходить резидентуру за рубежом. «Лучше уехать за границу, в Румынию или другие государства, чем получить лиценциата и быть обязанным ехать в село. Метод принуждения молодых людей к работе в сельской местности, без условий, будет и далее поощрять молодых людей к отъезду за границу, особенно в Румынию, где нехватка кадров, а язык не является препятствием». Также, молодой человек говорит, что согласен с тем, чтобы врачи работали в селах в течение трех месяцев, по принципу ротации. Таким образом, будут работать все молодые специалисты, а медицинские учреждения будут обеспечены кадрами.
Ежедневно ездит из Кишинева в Оргеев
Другой резиденткой 2017 года является Вероника Чернелева. Она тоже училась за счет государственного бюджета, будучи лиценциатом в эндокринологии. Теперь она ежедневно ездит из Кишинева в Оргеев, где проходит производственную практику. Будущий эндокринолог уверена, что не получит распределение в сельскую местность, поскольку специалисты в данной области скорее необходимы в районных центрах.
Девушка говорит, что пособия в 45 тысяч леев недостаточно, но, все же, это подспорье. Чтобы мотивировать молодых специалистов работать в селах, говорит она, необходима благоприятная среда, а доступ к лекарственным средствам и исследованиям находится на элементарном уровне. «Необходимо, чтобы молодой специалист не ехал в те районы, где нужны универсальные врачи и надо делать все без какой-либо поддержки со стороны системы здравоохранения, но чтобы его труд оплачивался в достаточной мере для ведения достойной жизни». Вероника говорит, что зарплата врача-резидента доходит до двух тысяч леев, а врача-специалиста – до трех тысяч, учитывая показатели эффективности. «Я не знаю молодых врачей, которые бы вначале получали больше трех тысяч леев».
С другой стороны, министр здравоохранения Руксанда Главан говорит, что год назад Правительство утвердило новый механизм начисления заработной платы работникам публичных врачебно-санитарных учреждений здравоохранения, что поспособствовало повышению заработной платы молодых специалистов с двух до четырех тысяч леев.
В 2016 году около 500 резидентов окончили ГУМФ. Из них только 260 трудоустроились в медицинских учреждениях Республики Молдова. По словам министра здравоохранения, молодые специалисты не значатся на рынке занятости, поскольку часть их них получают ученые степени. Другая причина заключается в том, что многие из них заняты в частной системе здравоохранения. Также, были случаи, когда районные больницы отказывали молодым специалистам по причине необходимости их переезда. В то же время, Юридическое управление и Управление людскими ресурсами МЗ пытается установить, почему у остальных специалистов нет работы.
Недостаток медицинских кадров в Теленештах и Штефан-Водэ
В 2010 году в учреждения здравоохранения были приняты на работу 1911 молодых людей, а в 2016 году – на 820 меньше. В то же время, индекс занятости молодежи в сельской местности сокращается. Если в 2016 году в городские медицинские учреждения трудоустроились более 900 молодых врачей, то в сельские – чуть более 100. По данным МЗ, Теленештская районная больница является одним из учреждений с наибольшим дефицитом медицинских работников в Республике Молдова.
Руководитель Теленештской больницы, Алексей Бивол, говорит, что проблема заключается в обеспечении учреждения медицинскими работниками с высшим образованием, и немного менее остро она обстоит с лицами со средним специальным образованием. «У нас есть медсестры, с этим нет проблем, но обеспечение медицинскими работниками с высшим образованием – это большая проблема».
Алексей Бивол убежден, что самым большим препятствием является сокращение возможностей для профессионального роста, а также плохие условия жизни в провинции по сравнению с городом. «Например, устраивается семейный врач на работу в селе. У него отсутствуют большие возможности для профессионального роста, поэтому на всю жизнь он остается семейным врачом. В других условиях, в республиканских учреждениях, в крупных городах, у тебя есть шанс вырасти в профессиональном смысле: до начальника отдела или главы учреждения…». Алексей Бивол говорит, также, что еще одной проблемой является отсутствие условий для семей врачей с детьми: «Детям в сельской местности негде развиваться – ни детского сада, ни танцев, ни музыки, ни спорта, ни многого другого».
Марианна Харет, директор Центра семейных врачей Штефан-Водэ, считает, что, хотя нехватка медицинских работников наблюдается по всей стране, проблема Штефан-Водэ стоит очень остро. Обеспечение семейными врачами и специалистами покрыто только на 53%. Харет выдвигает те же самые причины, которые определяют непривлекательность сельской местности. «Хочется, чтобы врачи попадали в села, но там нет условий, особенно когда речь идет об образовании и профессиональной подготовке. Я думаю, что это самое главное», – убеждает нас специалист.
Предложения публичного управления для молодых врачей
В 2013 году местное публичное управление предоставило молодым специалистам из Глодянской районной больницы материальную помощь в сумме пяти тысяч леев, молодые сотрудники Криулянской районной больницы были обеспечены социальными квартирами, а руководство Леовской районной больницы оказало материальную помощь до четырех тысяч леев. Теленештская районная больница предложила надбавку к ежемесячному окладу в размере 500 леев и 300 леев для медицинского персонала среднего звена, плюс бесплатное жилье, а Ниспоренская районная больница – 50 тысяч леев в течение пяти лет и земельные участки под строительство домов. Рышканский центр семейных врачей предоставил надбавку к основному окладу в размере 25%, Центр здоровья в Сэрэтений Векь, Теленештского района, – ежемесячную компенсацию в размере 300 леев, Резинская районная больница – бесплатные земельные участки под строительство домов и места в общежитии.
В 2016 году местные власти практически не участвовали в стимулировании занятости медицинских работников, чтобы заинтересовать их остаться в системе, потратив только 245 тысяч леев, или 0,32% из пособий.
Согласно последнему отчету Национального агентства занятости населения от 30 мая 2017 года, существует более 400 вакансий в учреждениях здравоохранения Республики Молдова. Самая большая нехватка кадров наблюдается среди медсестер – 152 места, далее следуют 105 мест для специалистов и 48 мест – в сфере общей медицины.
Лилиана БОТНАРЮК