Материал Еврорадио
Беларусь стала ядерной державой? Нет. Россия нарушит договор о нераспространении ядерного оружия, если передвинет свои боеголовки в Беларусь? Снова нет.
Еврорадио собрало главные вопросы, которые у вас могли возникнуть после заявления президента России Владимира Путина о планах передать Беларуси тактическое ядерное оружие. Мы задали их Павлу Слюнькину, аналитику Европейского совета по международным отношениям и экс-сотруднику МИД Беларуси.
— Всё, что мы будем обсуждать — это очень гипотетический сценарий. Потому что все наши предположения основаны на словах Владимира Путина о том, что он планирует передать в Беларусь ядерное оружие, — подчёркивает Слюнькин. — А это не тот человек, который ответственно относится к своим словам. И то, что он сейчас говорит, может быть просто риторическим приёмом и попыткой шантажировать западных партнёров.
Пропаганда говорит, что мы теперь “ядерная держава”. Это правда?
— Одно только заявление Владимира Путина о намерениях не делает нас ядерной державой. Даже если бы он действительно ввел на территорию Беларуси своё оружие, но при этом полностью его контролировал, то и это не делало бы Беларусь ядерной державой.
Так же как американское ядерное оружие на территории некоторых европейских стран не делает их ядерными державами.
А что касается пропаганды, так они начали называть Беларусь ядерной державой ещё после того, как у нас решили строить атомную электростанцию. Уже тогда звучали те же нарративы. Это смешно. Или грустно — на ваш выбор.
Россия нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия?
— Тут есть разные мнения юристов. Советский подход: да, это нарушение. Сторонники этого подхода всегда критиковали США, считая, что передача ядерного оружия другим странам даже без передачи контроля над ним противоречит духу договорённости.
Россия прежде не выводила своё ядерное оружие за пределы собственной территории. Но теперь они решили делать то, что делают США. Если мы будем говорить, что это нарушение, то нужно признавать, что и США нарушали Договор.
Консенсуса тут нет. Я бы сказал, что большинство стран не воспринимают такие действия как нарушение Договора.
Но есть юристы, которые отстаивают противоположную точку зрения.
Что должно случиться, чтобы Беларусь действительно стала “ядерной державой”?
— Нужно, чтобы у неё было своё ядерное оружие. Тут есть два пути. Первый — ты разрабатываешь собственное ядерное оружие, как это делает, к примеру, Иран, который за это попал под санкции. Беларусь по этому пути, по крайней мере, сейчас не идёт.
Второй путь — когда тебе дают это ядерное оружие. Легально или нелегально. Это нарушило бы обязательства как России, так и Беларуси по договору о нераспространении ядерного оружия. Пока они из этого договора не вышли, и даже на публичном уровне придерживаются позиции, мол, это недопустимо.
Не так давно Си Цзиньпин приезжал с визитом в Москву, где Россия и КНР подписали совместное заявление. Среди прочего в нём говорится, что они призывают третьи страны не размещать своё ядерное оружие вне своих границ. А тех, кто это уже сделал, призывают вывести своё ядерное оружие. Понятно, что это намёк на США, которые своё ядерное оружие хранят и за пределами своих территорий.
Кстати, посмотрите — прошла неделя после этого заявления, а Владимир Путин уже сам противоречит тому, к чему призывал.
А если Путин возьмёт да передаст Лукашенко контроль над ядерным оружием ?
— Не передаст. Я не вижу вариантов, при которых Владимир Путин отдал бы своё главное оружие, главный актив российского режима.
Если бы в них не было ядерного оружия, я думаю, конфликт в Украине развивался бы намного быстрее — и не в пользу России. Ответ западных стран был бы намного более смелым и сильным.
Очень сложно представить, что Путин отдаст часть этого оружия Александру Лукашенко. Для чего делиться своим, чем-то настолько важным, с кем-то ещё, повышая его вес? Это не в интересах России. Намного более интересно для неё — сохранять этот контроль.
А Лукашенко вообще это нужно?
— Я не знаю. Но если бы Лукашенко очень уж не хотел этого оружия, едва ли он постоянно бы об этом говорил. А он как минимум несколько раз публично призывал Владимира Путина это сделать.
Да, наверное, он хотел попугать западные страны, пошантажировать их, чтобы они, понимая, что может стать ещё хуже, решили вести с ним диалог сейчас. Это довольно стандартная тактика Александра Лукашенко — он десятилетиями этим занимался на западном векторе.
Его личные интересы сейчас могут очень сильно противоречить интересам общества. Безусловно, когда ты вводишь ядерное оружие на свою территорию и не контролируешь её, твоя страна становится одной из целей возможного удара, ядерного или нет. Это важный стратегический объект, на который будет направлен ответ.
К тому же, если оружие завезут, его завезут вместе со специалистами. То есть, российскими офицерами и солдатами. Они будут охранять, работать на инфраструктуре этого ядерного оружия, а это увеличит количество российского военного персонала.
Если ты не контролируешь этот объект, это значит, что твой партнёр может его использовать, даже не консультируясь с тобой. Как с учениями, когда российским войскам разрешили войти на территорию Беларуси.
Я не знаю наверняка, знал ли Александр Лукашенко о планах России напасть на Украину. Но представьте ситуацию: его не предупредили. И что он сделает с российскими войсками? Они уже зашли, атаковали Украину — и у него ни о чём не спрашивают. То же самое может быть с ядерным оружием.
Я не могу сказать, заинтересован ли сейчас Александр Лукашенко в передаче ему этого оружия. Это вынужденное согласие, потому что он остался во власти только благодаря Путину? Или он правда решил таким вот образом поиграться в холодную войну?
Целиком возможно, что он видит эту ситуацию как “войну за всё” и экзистенциальную угрозу для себя. И может думать, что ядерное оружие на территории страны уменьшает вероятность того, что украинцы, “полки Калиновского” или кто-нибудь ещё будут пытаться освободить Беларусь от его режима.
Но почему Путин решил передать ЯО Беларуси только сейчас?
— У Владимира Путина осталось не так много инструментов давления. Пробовал пугать “холодной зимой” — не вышло. Пробовал шантажировать мировым голодом — тоже не удалось. И оккупировать Украину, используя конвенциональное оружие, тоже не получилось. Остаётся ядерная эскалация.
Возможно, таким образом Путин пытается влиять и на общественное мнение людей в странах Запада. Одно дело — танки послать. Другое дело — когда пугают ядерным оружием. Тут общество может задуматься, не проголосовать ли на выборах за кандидата, который будет меньше поддерживать Украину.
Когда ставки так повышаются, общество может задуматься: а стоит ли заходить так далеко? И, возможно, такими вбросами Путин пытается запугать общество. У него особенно и выбора не остаётся. Поэтому он использует ядерный шантаж.
Очевидно, что у Путина нет хороших выходов из ситуации в ближайшее время. Сможет ли Россия выдержать украинское контрнаступление? Тоже непонятно. Поэтому проще пробовать заставить тех, кто помогает Украине, чаще говорить про переговоры. И на дипломатическом направлении у России сейчас будет больше шансов что-то себе выторговать.
Коллаж Влада Рубанова, Еврорадио