Что чувствуют люди, которые приходят в примэрию и ждут, пока придет какой-нибудь чиновник, чтобы ответил на вопросы, которые беспокоят их на протяжении многих недель? Что чувствуют люди, которые просыпаясь, думают о том, чтобы найти контактные телефоны, на которых могли бы найти ответы на вопросы, которые не дают им покоя день и ночь? Что чувствуют люди, чьи соседи, которые живут намного лучше, получили то, что не получили они, хотя их ситуация намного хуже?
Каково это звонить в десятки учреждений, но не получать четкого ответа на один единственный вопрос: кто имеет право на 4900 леев, выделенных Всемирной продовольственной программой (ВПП) для десятков тысяч семей из Республики Молдова? Кто заполняет списки? Кто определяет бенефициаров?
Ежедневно в ZdG обращаются люди, которые просят объяснить, кому положены эти деньги, а в отдельных случаях они пытаются убедить нас, что именно они заслуживают этих денег, потому что у них больные дети, что они сами болеют, имеют степень инвалидности, а некоторые даже прикованы к постели. В Казаклии Чадыр-Лунга одна мать растит дочь, прикованную к постели из-за детского церебрального паралича, и не понимает, почему ее имя не фигурирует в списках получателей помощи. Другая мать из Кириет-Лунга, того же района, растит сына с тяжелой инвалидностью. И она не понимает, как тяжело ей должно еще быть, чтобы те, кто решает, кому именно назначить эту помощь, остановились и на них. Женщина из Единецкого района позвонила нам и сказала, что если бы она могла встать на ноги, она бы пошла в примэрию, чтобы выяснить, почему она, находясь в чрезвычайно сложной ситуации, не получает помощь в размере 4900 леев. Из района Сороки к нам поступили сообщения, что эта помощь была оказана как раз семьям, которые вовсе не являются нуждающимися.
Еженедельно ZdG помогает десяткам людей находить номера телефонов, должностных лиц и учреждения, которые могли бы ответить на вопрос, заслуживают ли они того, чтобы попасть в списки 56 тыс. человек, каждый из которых должен получить по 4900 леев от ВПП – крупнейшей гуманитарной организации, предоставляющей международную продовольственную помощь. В 2020 году ВПП получила Нобелевскую премию мира «за усилия по борьбе с голодом, за вклад в улучшение условий в районах, пострадавших от войн».
В целом, ВПП обусловливает, каким категориям людей должна быть предоставлена эта помощь, предназначенная для обеспечения продовольствием малоимущих семей. В Республике Молдова деньги должны быть предоставлены людям с любой степенью инвалидности, семьям с одним родителем с детьми в возрасте 0-17 лет, семьям с не менее чем 3 детьми в возрасте 0-17 лет, беременным или кормящим женщинам, у которых есть хотя бы еще один ребенок в возрасте 0-2 лет.
К сожалению, никто не объяснил пожилым людям, людям с особыми потребностями, что эта помощь является не дополнением к пенсии, а поддержкой для борьбы с голодом, особенно в случае детей.
Министерство труда и социальной защиты (МТСЗ) рекомендует, чтобы при возникновении проблем с распределением помощи, люди звонили социальным работникам из их населенных пунктов, или на бесплатную горячую линию ВПП, по номеру – 0 8001 0890.
Мы много раз передавали этот номер телефона и рекомендовали тем, кто связывался с нами на эту тему, поговорить напрямую с социальными работниками. Оба решения кажутся формальными рекомендациями, потому что на номер телефона, предлагаемый МТСЗ, обычно никто не отвечает, а социальные работники… Да, в Республике Молдова все труднее найти чуткого и милосердного социального работника. Они открыто говорят, что работают в соответствии с зарплатой, которая является чрезвычайно низкой.
Во вторник я решила проверить, как граждане Республики Молдова могут получить исчерпывающую информацию об этой помощи, ведь по указанному номеру телефона никто не отвечает, а социальные работники не только не заботятся о тех, кого интересует эта информация, но и сами ничего не знают об этом. Я пришла на ул. Василе Александри, 1, где работает окошко, где любой гражданин имеет право узнать о том, как распределяется социальная помощь. Дежурный молодой человек объяснил, что он отвечает за информирование граждан о другой помощи, а на тему 4900 леев он должен поговорить с другим человеком, и дал нам номер телефона – 022 804 477, на который, однако, никто не ответил ни во вторник, ни в среду утром, ни на наши последующие звонки.
Анета ГРОСУ