В начале своего мандата Майя Санду заявляла, что повышение пенсий будет задачей национального значения. С 1 апреля ожидается новая индексация пенсий, но не на 30,2% (по уровню инфляции за 2022 год), а на 15%. И несмотря на то, что Союз пенсионеров, а так же парламентская и внепарламентская оппозиция призывали правительство индексировать пенсии на 2023 год до уровня инфляции за 2022 год, правительство ответило, что «денег нет».
Виктор Лянкэ, Союз пенсионеров Молдовы, председатель
Если цены продолжат расти, а пенсии – нет, ситуация усложнится, потому что пенсии потеряют свою покупательную способность. Мы несколько раз просили Министерство труда и социальной защиты сделать индексацию на уровне инфляции в 30%, как говорится в законе. Их последним ответом было – 15%. В остальном, посмотрим, что будет, может, появятся новые решения. Проблема осталась открытой. У них нет денег. Для повышения заработной платы министрам, депутатам и другим категориям должностных лиц есть, а для пенсионеров – нет. Люди недовольны. Что будет дальше? Вывести людей на улицу? Поднять шум? Мы бы этого не хотели, потому что это означало бы присоединиться к Таубер и Шору. Это не решение. Серьезные проблемы решаются за столом переговоров, а не на улице. Возможно, ситуация не была бы такой критической, если бы не рост цен. Если существовал бы более серьезный контроль над ценами на энергоресурсы – продукты питания, лекарства, другие продукты первой необходимости – и были бы устранены злоупотребления, это помогло бы уязвимым категориям населения. Мы планируем создать собственный профсоюз, как в Румынии – профсоюз пожилых людей. Тогда мы могли бы действовать иначе в отношениях с государством, защищая наши права. У нас 765 тыс. пенсионеров, и это сила, разве нет?
Вячеслав Ионицэ, экономический эксперт
Ситуация не из самых приятных. К сожалению, у нас пенсионная система не может поддерживать сама себя. Государственный бюджет должен субсидировать ее каждый год. Мы вынуждены в основном откладывать другие виды деятельности, чтобы платить пенсии. Это происходит по той простой причине, что население уезжает из страны, количество пенсионеров в итоге равно числу всех работников. Покупательская способность пенсии в этом году будет ниже, чем в прошлом году, и чем в 2021 году. По сути, получается, что в 2022 году пенсионеры получили меньше денег (в виде пенсий), чем в 2021 году, и так будет и в 2023 году. Я имею в виду, что они будут жить хуже, чем в 2021 году. Это неприятно, но я не думаю, что у правительства есть решение для этой проблемы. Эта проблема была частично решена путем увеличения минимальной пенсии для самых малообеспеченных пенсионеров. И второе: в холодное время года подавляющее большинство пенсионеров или наиболее нуждающихся из них получили компенсации, которые также являются дополнительным доходом. В этом году цены будут расти гораздо медленнее, инфляция упадет ниже 20%, я даже надеюсь, что мы завершим год с инфляцией ниже 10%, что уменьшит напряжение в рядах населения. Если ничего необычного не произойдет, если мы выйдем из этого этапа 2022 года, когда сократилось потребление населения из-за войны и кризисов, и увеличим поступления в Государственный бюджет, то у правительства будет возможность осенью предоставить пенсионерам единовременную выплату или увеличить минимальную пенсию, или предложить им компенсацию в холодное время года. В любом случае, некоторые изменения произойдут.
Александра Пискунов, примар, Вадул луй Исак, район Кагул
Пенсии всегда были поводом для недовольства в Республике Молдова. И людей, на самом деле, больше всего пугают не пенсии, а цены. Почему? Потому что пенсии индексируются один раз в год, а цены меняются каждый день или несколько раз в день. Счета за газ, свет, воду, топливо и все остальное пугает людей. Людям все труднее справляться с повышением цен. Я не хочу оправдывать ни нынешнее правительство, ни критиковать старое. Дело в том, что если правительства серьезнее относились бы к ценам, тогда, возможно, люди реже считали бы свои деньги.
Для подтверждения, Петру ГРОЗАВУ