27 июня 2017 года исполняется три года с момента подписания Соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС. Это соглашение создало уникальный, сложный и долговременный механизм трансформирующих реформ во всех секторах государства. Вследствие этих реформ, Молдова должна продвинуться в процессе политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом. Помимо обусловленной европейской помощи, процесс реформ требует компетентного управления, институциональной целостности и политической согласованности правящих партий. Но многие из этих ингредиентов частично или даже полностью отсутствовали на протяжении последних трех лет.
Раскрытие информации о банковском мошенничестве сразу после парламентских выборов в ноябре 2014 года стало мощным катализатором в разоблачении недостатков правительств, считавшихся проевропейскими. Все, сотрудничавшие с так называемыми проевропейскими правительствами, автоматически стали связанны с их неудачами, Европейский Союз стал главной потерпевшей стороной. Это поспособствовало евроскептицизму среди молдаван и укрепило позиции пророссийских сил. Таким образом, падение имиджа ЕС стал неизбежным, установившись на уровне 40-45% на протяжении 2016-2017 гг. Но это не отменило важность реализации Соглашения об ассоциации, в отношении которого, как Кишинев, так и Брюссель, приняли на себя обязательства с четкими правовыми эффектами.
Под затмением мошенничества в банковской системе и спирали политической коррупции, первые три года реализации Соглашения об ассоциации все же отметились, по крайней мере, тремя положительными изменениями.
Во-первых, европейские учреждения радикально изменили свое отношение к политическому классу в Кишиневе, который повзрослел. Как следствие, ЕС усилил принцип обусловленности, а пересмотр Европейской политики соседства в 2015 году послужил в качестве дополнительного стимула. Таким образом, ЕС сформулировал «дорожную карту» по приоритетным реформам в феврале 2016 года, что вынудило власть имущих сдвинуть с места ряд затянувшихся или упущенных из виду реформ. Также, это привело к вступлению в игру МВФ, без которого штиль в банковском секторе и, соответственно, в экономике страны, был просто-напросто невозможен.
Второй шаг в положительном направлении был в виде увеличения экспорта в ЕС, который в 2016 году превысил 60% от общего объема экспорта. Этому помогла продолжавшаяся либерализация торговли с ЕС, как составляющая Соглашения об ассоциации, и более активное взаимодействие молдавских экспортеров с европейским рынком. Ограничительные торговые меры, примененные Россией, послужили дополнительной мотивацией для переориентации на западные рынки.
Третье улучшение состоит в интенсификации диалога традиционно пророссийских регионов (Гагаузская автономия, Тараклийский район) внутри Молдовы и ЕС. Для того, чтобы поддержать сельское хозяйство и развитие сельской местности, ЕС решил выделить около 6,5 миллионов евро на предпринимательские проекты, которые одновременно послужили укреплению доверия между этими регионами и Кишиневом. К этому добавляется постепенное вовлечение, при посредничестве ЕС, приднестровского региона в процессы по гармонизации европейских практик в сфере УВЗСТ.
Тем не менее, первые три года реализации Соглашения об ассоциации прошли под влиянием множественных недостатков.
Во-первых, власти выпустили из-под контроля, в данном случае, сознательно, ситуацию в банковском секторе, что серьезно повлияло на доверие к учреждениям и политическому классу. Хотя все учреждения всегда находились под контролем с политической точки зрения, ни одна из правящих партий не хотела разорвать порочный круг в банковском секторе.
Во-вторых, Кишинев впервые столкнулся с замораживанием европейской помощи в 2015 году. Ранее, ЕС мог не переводить ряд траншей в связи с неполным осуществлением реформ или их дефектной реализацией (например, в сфере юстиции). Замораживание помощи стало негативным сигналом для других иностранных доноров, оказав влияние на бюджетные ресурсы, доступные для власть имущих.
Не в последнюю очередь, Соглашение об ассоциации стало заложником политических конфликтов, в рамках которых реформы в некоторых секторах были перенесены или заблокированы из-за отсутствия консенсуса между правящими партиями.
В настоящее время, реализация Соглашения об ассоциации может быть подточена уже по причине введения, в отсутствие широкого консенсуса в обществе, смешанной системы голосования Демократической партией, которая может перекроить в негативном ключе помощь ЕС Молдове.
Три года с момента подписания Соглашения об ассоциации были трудными для диалога РМ-ЕС, который начался с абсолютного энтузиазма и достиг пронизывающей сдержанности и крайней осторожности со стороны ЕС. Тем не менее, существуют возможности для укоренения реформ, но для этого необходимы надежные европейские условия, активная проевропейская оппозиция и заслуживающее доверие, беспристрастное и активное гражданское общество, а также взвешенные и по-настоящему независимые медиа-источники.
Денис Ченушэ, эксперт Независимого аналитического центра «Expert Grup»