Лилия Поголша, новая заместительница министра просвещения, живет в роскошном здании в столичном секторе Буюканы, которое, однако, не указывает в декларациях о доходах и имуществе, где не найти даже фирмы, основанной ее мужем. Недвижимость семьи Поголша зарегистрирована на ее мать, которой 77 лет, она была подарена дочерью, действующим вице-министром просвещения, спустя три года после ввода в эксплуатацию. Лилия Поголша избежала разговора с нами на эту тему, уточнив через ассистентку, что она занята, а также, что подаст другую декларацию о доходах и имуществе «в установленный законом срок».
Декларации о доходах и имуществе Лилии Поголша (Погольша – в документах «Cadastru»), новой начальницы Министерства просвещения (МП) выглядит более чем скромно. Она была назначена премьер-министром Павлом Филипом в качестве новой заместительницы министра после отставки Корины Фусу для управления учреждением до реформирования Правительства. С 2012 по 2015 гг. Поголша не указала в декларациях ни жилья, ни фирмы, лишь один автомобиль «Mazda» – в декларации за 2012 год. Автомобиль выпуска 2007 года был куплен ею в том же году, однако, исчез из последующих деклараций об имуществе вновь назначенного вице-министра просвещения. В своей последней обнародованной декларации, за 2015 год, Поголша не упомянула и доходов супруга, указав, что получила два года назад в виде зарплаты 163 тысячи леев, еще 46 тысяч – от преподавательской деятельности и 52 тысячи – от научной деятельности.
Двухэтажный дом, записанный на имя 77-летней матери
Лилия Поголша не указывает в своих декларациях дом класса люкс, в котором, как установила ZdG, чиновница живет уже более десятилетия. Недвижимость в столичном секторе Буюканы принадлежит, по документам, матери главы просвещения, Екатерине Ботя, которой скоро исполнится 77 лет. Супруги Валентин и Лилия Поголша купили два объекта недвижимости по этому адресу еще в 1996 году, и после того, как их разрушили, возвели новое здание, которое было завершено, согласно протоколу о сдаче в эксплуатацию, в июне 2002 года, когда Лилия Поголша впервые была назначена заместительницей министра просвещения. В 2005 году Валентин и Лилия Поголша подарили дом ее матери, которой тогда было 65 лет. Земельный участок, на котором возвышается здание, принадлежит сегодня, по данным «Cadastru», Примэрии мун. Кишинева, не будучи даже приватизированным. Дом двухуровневый, охраняется частным охранным агентством. Когда мы были на месте расположения, во дворе можно было заметить и автомобиль.
Семья Поголша, наряду с недвижимостью, в которой живет, является собственницей квартиры, расположенной в секторе Рышкановка, площадью 50 кв.м. Имущество принадлежало супругам Поголша до марта 2005 года, когда была подарена и оформлена на их дочь, Кристину, которая, согласно информации, размещенной в социальных сетях, проживает за границей Республики Молдова. Владимиру Ботя, отцу заместительницей министра просвещения, принадлежит доля недвижимости на земле, также расположенной в кишиневском секторе Буюканы, которая сегодня продается через агентство недвижимости по цене 70 тысяч евро.
Незадекларированная фирма мужа и суд матери и дочери с «Moldtelecom»
В декларации о доходах и имуществе, Лилия Поголша никогда не упоминала фирму, в которой ее муж, Валентин, является учредителем или управляющим. Данные Государственной регистрационной палаты показывают, что Валентин Поголша является одним из основателей ООО «Evencom VL», специализирующейся на торговле. Супруг владеет 50% уставного капитала ООО, которое, согласно публичной информации, активно, но к нему был применен запрет в 2015 году. ООО, однако, не отражено в декларациях об имуществе Лилии Поголша, как того требует законодательство. Мать вице-министра так же, вместе с супругом, является учредительницей фирмы ООО «Gustin», занимающейся коммерческой деятельностью.
Решение Высшей судебной палаты (ВСП) показывает, что Кристина Поголша, дочь заместительницы министра просвещения, также использовала, по крайней мере, один имущественный объект, зарегистрированный на Екатерину Ботя, мать вице-министра. В августе 2013 года Екатерина Ботя и Кристина Поголша, при посредничестве адвоката Аурелиу Скорцеску, подали судебный иск против Кишиневского муниципального совета Кишинева, Примэрии мун. Кишинева и АО «Moldtelecom», требуя возмещения материального и морального ущерба. Впоследствии, на основании заявления о разъяснении, к участию в процессе были привлечены и Главное управление общественного транспорта и путей сообщения, МП Управление эксплуатации дорог и мостов «Exdrupo» и дополнительных третьих лиц из Генерального инспектората полиции и Управлении полиции мун. Кишинева. Они запросили материальный ущерб в сумме 114,1 тысяч леев и еще 56 тысяч в качестве компенсации морального ущерба и судебных расходов, после того, как 9 июня 2012 года, около 01:00, Кристина Поголша осуществляла движение с 4 пассажирами на автомобиле модели «Nissan Juke», принадлежавшем Екатерине Ботя, и в какой-то момент «он остановился и перевернулся на 180 градусов, после чего стало понятно, что авария произошла по причине открытой крышки колодца, расположенного на проезжей части». Судебные инстанции, включая ВСП, в 2016 году отдали выигрыш дочери вице-министра, распорядившись о выплате «Moldtelecom» материального ущерба в размере 114,1 тысяч леев, а также морального ущерба в сумме 3000 леев (2 тысячи – Екатерине Ботя и тысячи – Кристине Поголша).
Официальное резюме Лилии Поголша
Лилия Поголша училась в школе в родном селе, Онештах, Страшенского р-на, а затем окончила Техникум экономики и планирования в Бендерах. В период с 1978 по 1981 год она училась в Государственном педагогическом институте им. Иона Крянгэ. Докторантуру она окончила спустя 10 лет, в Государственном Санкт-Петербургском университете, Российская Федерация. Она начала работать учителем истории в Средней школе №52 г. Кишинева, а два года спустя стала преподавателем в Государственном педагогическом институте им. Иона Крянгэ. В 2002 году, уже по получении звания доцента и доктора исторических наук, Поголшу назначают на должность заместительницы министра образования, в то время учреждение возглавлял Георгий Сима, а Правительство – Василий Тарлев.
Она продержалась на этой должности только до 2003 года, после чего вернулась на Кафедру этнологии и истории культуры Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ. В 2008 году Лилия Поголша возвращается на руководящие должности в учреждение, подчиненное МП, будучи назначена директором Института педагогических наук (ИПН), государственного учреждения, осуществляющего управление подготовкой дидактических кадров в Республике Молдова.
Бывшие главы просвещения обвинили ее в злоупотреблении и антирумынизме
Майя Санду, бывший министр просвещения, обвинила Лилию Поголша в злоупотреблении, совершенном Поголшей в период руководства ИПН. «Когда я была министром, я пыталась сместить ее с должности за некомпетентность и злоупотребление. Но поскольку трудовое законодательство является несовершенным, а люди, которые работали с ней, побоялись подтвердить злоупотребления в суде, нам пришлось продлить договор с ней», – уточнила Санду в социальной сети.
Ее бывшая заместительница, Лилиана Николаеску-Онофрей, была резче, уточнив, что «она, вместе с коллегами из министерства…, настаивала на уничтожении обложек 2000 экземпляров учебного материала, профинансированного ОБСЕ, только потому, что на них было написано «румынский язык и литература», а не молдавский, то есть, они не отвечали требованиям Конституции, хотя предмет школьной программы уже назывался правильно. На замечание одного из коллег из министерства о том, что «румынский язык и литература» – это название школьной дисциплины, зафиксированный в учебной программе, г-жа сказала: «Значит, что мы должны изменить учебную программу». Но я думаю, что этот момент не указан в ее резюме», – прокомментировала Лилиана Николаеску-Онофрей на своей странице в социальной сети назначение Лилии Поголша на должность вице-министра.
Поголша: «Это дом родителей»
Мы пытались, на протяжении всей среды, побеседовать с Лилией Поголша через приемную Министерства просвещения, но безуспешно. Из приемной нам постоянно передавали, что она занята. Впоследствии, через ассистентку она сообщила об отказе. «У госпожи нет времени для встречи и даже для разговора с вами, даже по телефону. У нее очень много работы. В установленный законом срок она разместит новую декларацию на сайте агентства», – передала нам ассистентка. Позже, однако, мы побеседовали с Лилией Поголша по мобильному телефону. «Это дом моих родителей, который остался мне по наследству», – сказала нам вице-министр, после чего избегала детализировать тему. «Уважаемый г-н…, я пришла в Министерство просвещения, чтобы работать, а не сплетничать, не находить то, что очернят. В целом, я очень хочу, чтобы статус дидактического кадра, педагога оценивался по достоинству, а в средствах массовой информации у нас было много новостей, посредством которых мы бы возвышали статус педагога. Не нужно каждый раз приходить с негативной информацией… потому что у нас много прекрасного. Я бы хотела, чтобы в средствах массовой информации было это прекрасное, потому что вы – те, кто формирует молодое поколение и менталитет. Как вы представляете информацию о тех, кто работает в системе, тех, кто ею руководит, в такой степени они и доверяют им. Поэтому, я думаю, что ваше призвание и роль в том, чтобы находить все хорошее. Почему вы не посмотрите на мое резюме, чтобы найти в нем хорошее. Что я работала всю свою жизнь в сфере образования, что я доктор-хабилитат. То, что вас интересует, для меня интереса не представляет. Есть компетентные органы, проверяющие эти вопросы. Думаю, что у нас должна быть пресса, сосредоточенная на позитивизме…», – передала нам Лилия Поголшa.
«Я не комментирую высказывания других. Я пришла работать и делать добрые дела, вместе с командой. Я очень хочу, чтобы вы стали нашими сторонниками, чтобы вы поддерживали и отражали эти прекрасные события. Грядет бакалавриат, мы должны увидеть, каковы результаты, и что мы можем сделать для того, чтобы эти красивые, умные дети с очень светлой душой продолжили свой путь… увидеть, что мы можем предложить им в рамках высшего образования».
Виктор МОШНЯГ