В данном контексте, проведение конкурса для сельских примэрий кажется отличной идеей. Только вот, конкурс организован президентом фонда, который также является председателем партии, управляющей в настоящее время Республикой Молдова и распоряжающейся публичными средствами этого государства. Насколько корректно организовывать этот конкурс лидеру политической партии, которая во всех отчетах о выборах допускала неточности?
Несколько дней назад, Влад Плахотнюк, посредством Фонда Влада Плахотнюка, пригласил победителей конкурса «Село будущего» на встречу с собой.
Сёла Молдовы очень бедны и нуждаются в инвестиционных конкурсах, в помощи в развитии. По данным Национального бюро статистики, большинство граждан Республики Молдова проживают в селах, более 60% домов построены в сельской местности. И самый высокий уровень бедности так же зарегистрирован в сельской местности. В селах Молдовы только в одном из четырех домов можно принять душ внутри дома, и еще меньшее их количество оснащено канализационной системой, а четверть хозяйств не располагает даже отдельной кухней в доме. При всем этом, 64% детей в Республике Молдова проживают в селах.
В то время как Влад Плахотнюк и фонд, носящий его имя, проводил конкурс «Село будущего», Национальное бюро статистики продвигало свою страницу «Сёла-призраки» в Facebook. В рамках этого проекта, опустевшие села можно увидеть на онлайн-карте. Села стареют, немногочисленных детей, оставшиеся в селах, воспитывают бедные старики. «Сёла-призраки», на самом деле, являются селами будущего.
В данном контексте, проведение конкурса для сельских примэрий кажется отличной идеей. Только вот, конкурс организован президентом фонда, который также является председателем партии, управляющей в настоящее время Республикой Молдова и распоряжающейся публичными средствами этого государства. Насколько корректно организовывать этот конкурс лидеру политической партии, которая во всех отчетах о выборах допускала неточности? Насколько корректно то, что местные выборные должностные лица получают деньги из фонда, не представляющего финансовые отчеты, которые бы объяснили происхождение денег? В описании представителей фонда Влада Плахотнюка, конкурс был проведен успешно, и 5 примаров получат по 200 тысяч леев на развитие своих населенных пунктов. Спустя 2 дня, телеканалы президента упомянутого фонда сообщили, что рейтинг Влада Плахотнюка резко вырос, и он попал в пятерку влиятельнейших политиков.
Влад Плахотнюк – не единственный политик, стремящийся лично принести деньги в деревни и города. Недавно, на канале «Moldova 1», после новостного выпуска «Mesager» был показан хвалебный мега-репортаж об Илане Шоре, который, не известно из каких фондов, выделяет деньги на каждого новорожденного ребенка. Следует еще раз отметить, что в самой бедной стране в Европе помощь родителям с новорожденными детьми очень приветствуются, но то, каким образом должны были высказываться матери младенцев об Илане Шоре, что он замечательный, что он дал деньги, выглядит унизительно в стране, где у детей равные права.
30 мая президент Игорь Додон отправился в путь с несколькими конвертами с деньгами для ряда детей. Он решил вручить конверты детям-вундеркиндам из 2 сел: его родного села, Садова, и села, откуда родом его мать, Каприяна. Додон не сообщил, сколько денег он положил в конверты, откуда были взяты средства, и почему, будучи президентом всех детей Республики Молдова, он вручил конверты выдающимся детям только из 2 сёл. И, дети, которые не являются выдающимися, как они себя почувствовали? И, дети, у которых более низкие интеллектуальные способности или более ограниченные возможности для обучения, как они себя почувствовали? Почему директора этих школ позволили кому-то приходить с конвертами с деньгами к детям? Почему допускается столь высокая степень дискриминации: президент дал конверты с деньгами выдающимся детям из своего села и села своей матери?
Самой большой проблемой Республики Молдова, как в столице, так и в «селах настоящего», является прозрачность. В бедных странах очень легко купить… людей, души, целые семьи лизоблюдов и целующих руки. Голодные и бедные продаются дешево. Но насколько нравственно использовать государственные должности, чтобы приезжать с конвертом и покупать людей, которые хвалят тебя по телевизору?
Алина РАДУ