Незамужние женщины в Азербайджане становятся изгоями
Материал Meydan TV
В советские времена женское образование в Азербайджане поощрялось государством. В день свадьбы гостям могли демонстрировать вузовский диплом невесты как самое дорогое ее приданое. Дочь или жена с дипломом были гордостью семьи. После распада Советского Союза образование стало цениться не так высоко и в консервативных семьях об учебе дочерей стали заботиться меньше – зачем тратиться, если в стране мода на ранние браки и послушных «домашних» невест? Те, кто по тем или иным причинам не обзавелся мужем и детьми, зачастую становятся изгоями даже в собственной семье.
«Только из-за того, что я не замужем, мне приходится обслуживать семьи своих сестер»
Лейла Султанова (имена всех героинь изменены – прим. редакции) до недавнего времени работала продавщицей в дорогом супермаркете Баку. Два года назад, когда ей исполнилось 29 лет, родители потребовали, чтобы Лейла ушла с работы и сидела дома. Ведь старшей дочери уже под тридцать, а она не замужем, в то время как у обеих младших сестер уже давно есть и мужья, и дети. Даже брат, который на 5 лет младше Лейлы, уже готовится сыграть свадьбу.
«Родители думают – может, меня никто не берет замуж из-за того, что я работаю? На самом деле, многие парни хотят, чтобы их будущая жена была «домашней девочкой», а работа ведь открывает глаза на жизнь. После ожесточенных споров, слез матери и угроз отца, что он придет и разнесет все в нашем супермаркете, я ушла с работы. Что делать – семья дороже…»
Семья сама распределила свободное время Лейлы. Две недели она живет у сестры в соседнем Сумгаите, присматривает за ее дочерями. Лейла водит в детский сад старшую племянницу, нянчит младшую, помогает сестре по дому, накрывает на стол, когда зять приходит с работы. А потом – все то же самое, но у другой сестры, живущей в пригороде Баку.
«Мои сестры никогда не работали. Одна бросила университет, вышла замуж. Вторая даже не окончила среднюю школу. Их мужья – обычные парни, один рабочий, другой – ночной сторож на турецкой фабрике. Зарабатывают гроши. Я столько лет работала, у нас в магазине хорошо платили продавщицам. Но только из-за того, что я не смогла выйти замуж, я вынуждена обслуживать сестер, их мужей, которых я сама могла бы запросто содержать сама. Но что делать, у них статус – они замужние!»
Лейла говорит, что мать всячески поддерживает ее сестер, приводит их ей в пример. Сестры живут довольно скромно, порой даже просят деньги у родителей (их мужья не в состоянии содержать семью), а одну из них муж иногда бьет… Но родители все равно считают неудачницей Лейлу. С их точки зрения, она обязана нянчить племянников, обслуживать сестер и их мужей – мнения Лейлы даже не спрашивают, когда «делят» ее между собой.
Осенью брат Лейлы женится и Лейла уже заранее знает, если она к тому времени не выйдет замуж, ей придется разрываться уже между тремя семьями. Но замужество ради статуса ей не нужно.
«Ты принесешь несчастье – ты же незамужняя, бездетная!»
Валиде 47 лет, но выглядит она лет на двадцать старше. Последние четверть века она торгует зеленью на Сумгаитском базаре. Семья Валиды – вынужденные переселенцы их Карабаха. Они приехали в Сумгаит, где у них ничего не было, поселились в полуразрушенной школе. Когда Валиде было 23 года, мать умерла, заботы о младших сестре и брате легли на ее плечи. Вскоре сестра вышла за такого же переселенца, как они, и поселилась с мужем в той же школе. Через несколько лет женился брат и привел невесту в их маленькое жилище. Валиде место досталось только в коридоре.
«Мне не удалось выйти замуж вовремя. Тяжелый труд быстро огрубил мое лицо и руки. Я уже в 30 выглядела как суровый мужик. Наверное, поэтому никто не захотел на мне жениться. А что мне делать одной? Для кого жить? Вот и начала работать теперь для племянников. Брат – рабочий, муж сестры – шофер. И кризис в стране был. Я как бы стала спасением для семьи и сестры, и брата. Когда племяннику исполнилось 8 лет, нам удалось добиться еще одной комнаты в школе, меня и племянника поселили там. Я растила его как сына».
Годы тяжкого труда, лишений и…унижений со стороны родни. Сестра и жена брата на глазах у Валиды советовали дочерям вести себя хорошо, быть послушными, чтобы не остаться в старых девах «как тетя Валида».
«Если я говорила, что племянница похожа на меня, сестра и невестка махали руками – не дай бог, чтобы она и твою судьбу повторила! Они смотрели на меня как неудачницу. Когда я предлагала купить племянницам школьную одежду или какое-то золотое украшение, сестра и невестка сразу говорили – ой, нет, эта их первая школьная форма, ты принесешь им неудачу, не дай бог, как и ты в девах останутся. Но самое обидно, когда мне не разрешили притронуться к свадебной одежде, украшениям и сладостям, когда женился старший племянник – он же мне как сын. Я хотела первой открыть пакеты со свадебными вещами, посмотреть. А женщины в комнате закричали – не открывай первая, принесешь несчастье, ты же незамужняя, бездетная!»
Сейчас всю выручку Валида отдает старшему племяннику, который обзавелся семьей и растит троих детей. Она не покупает себе новую одежду, не следит за собой. С мечтами о замужестве покончено.
«Мне незачем наряжаться. Эти деньги нужны для моих внучатых племянников. Я не замужем, бездетная. Они заменяют мне семью, хотя своя семья, свои дети – это другое дело. Были бы они у меня, никто бы не считал меня неудачницей.»
«Нашим мужчинам выгодно, когда женщина зависит во всем от мужа»
Камилла (36 лет) – главный менеджер огромного холдинга, зарабатывает приличные деньги. Она может позволить себе дорогую одежду, новую машину. Замуж она не вышла – всю молодость работала.
«Я выросла в бедной семье. Уже в студенческие годы я видела, что родители не могут содержать меня с братом. Вот и начала зарабатывать. Потом пошла на повышение. Квартиру отремонтировали, потом брату за учебу платила, потом надо было его свадьбу сыграть, потом операцию отцу оплатила, племянники родились. Все это требовало денег, которых у семьи не было, и вся надежда была на меня».
После долгого рабочего дня Камилле хотелось только одного – спать. Какие уж тут вечеринки и личная жизнь… Однажды она вдруг поняла, что ей уже за 30.
«У нас большинство мужчин предпочитают брать в жены не независимых девушек, молоденьких, «домашних», без образования. Нашим мужчинам выгодно, когда женщина зависит во всем от мужа – ведь такая не будет качать права, да и развестись не решится. А я уже со своим возрастом и хорошим заработком не попадала в категорию «выгодной жены».
С каждым годом, теряя надежду на замужество, Камилла все больше времени и заработанных денег отдает родителям и семье брата. А иначе семья бы спрашивала – зачем ты тогда работаешь? Но Камилла даже не возражает.
«Да лишь бы дали спокойно работать! Если заставят дома сидеть, вообще служанкой для невестки и племянников стану. Кстати, они так и грозят, когда даю им денег меньше обычного. А так у меня есть работа, хоть иногда бывает время и деньги на шопинг, на парикмахерскую».
Для родни хорошая работа и дорогие костюмы Камиллы мало что значат. Если не в глаза, то за спиной шепчутся, «а кому это надо, когда у тебя нет семьи, нет мужа!?»
В 2015 году председатель Государственной Комиссии по приему студентов Малейке Аббасзаде обнародовала такую статистику: из 125 тысяч школьников, которые пошли в первый класс в 2004 году, 4500 не завершили среднее образование. 3900 – девушки. По ее словам, женское образование перестало быть приоритетом, особенно в пригородах Баку, где население отличается особой религиозностью. «В Нардаране лишь 11 девочек из 100 могут дойти до 11 класса.»
По словам эксперта Камрана Асадова, несмотря на государственную политику в области образования, в пригородах Баку и в регионах родители не заботятся о то, чтобы их дочери учились. «Их заставляют работать по хозяйству, их привлекают к сезонным полевым работам. Плюс ранние замужества. Обычно девушки в регионе уже обручаются в восьмом классе, и женихи запрещают им посещать занятия.»
Meydan TV