18 июля, посреди ночи, Национальное агентство по регулированию в энергетике (ANRE) повысило цены на электроэнергию и газ на 38 и, соответственно, 16%. По данным некоторых экспертов, новые тарифы, классифицирующиеся как «незаконные и преувеличенные», спровоцируют увеличение цен и на другие ресурсы. В то время, как некоторые партии и движения обвинили правительство в задумке нового грабежа в попытке покрыть украденный миллиард из «Banca de Economii» (BEM), другие угрожали, что подадут на ANRE в суд, или же выведут людей на улицы.
Михай Дырул, пенсионер, Лунга, Дубоссары
Старинная пословица гласит: Не бывает безвыходных ситуаций. Есть только ситуации, выход из которых тебя не устраивает… Я не думаю, что правосудие это решение. Лично я на протяжении долгих лет судился, и все безрезультатно. Путем правосудия в Республике Молдова ничего нельзя решить. Правосудие в руках воров, находящихся у власти. Знаете, какая наша самая большая проблема? Что депутатов выбирают по партийным спискам, а не по районам, и они служат партиям, а не народу. То же самое происходит и с президентом, и с правительством, и с прокурором, так, что в Республике Молдова другого пути, кроме протестов, нет.
Серджиу Киркэ, экономист, профессор
Проблема не в повышении тарифов. Во всем мире цены увеличиваются, однако в государстве с действующей и хорошо управляемой экономикой, цены повышаются не более, чем на 1% ежегодно. Это во-первых. Во-вторых, в хорошо управляемом государстве повышение тарифов не происходят каждые 5-6 лет, а постепенно, чтобы люди справлялись. В-третьих, разрушение банковской системы и кража миллиарда из «Banca de Economii» не могли не оповестить. В-четвертых, у нас нет экономики, которая бы справлялась с потребностями общества. Республика Молдова существует на кредитах извне. И в-пятых, любое государство в мире, которое готовится к повышениям тарифов, планирует бюджет и расходы на социальное страхование этих увеличений. У нас – все вверх тормашками.
Федор Гелич, председатель общественной организации «Моя Молдова»
Не ANRE решило это повышение тарифов, равно, как кража миллиарда не было задумано BEM. ANRE лишь выполнило приказ, который удовлетворяет коммерческие аппетиты некоторых фирм, благодаря которым кормятся и те, что находятся «на самом верху». В нашей энергетической системе существует множество структур, которые ничего не выпускают, но у которых есть персонал с очень хорошими зарплатами. И еще кое-что. Я считаю, что это абсурдное повышение тарифов на газ и электричество были предприняты намеренно, чтобы в обществе появилась новая проблема, чтобы люди забыли об украденном миллиарде.
Валентин Долганюк, политический обозреватель
То, что произошло с тарифами, это новая кража, после кражи миллиарда из BEM. Те же сценаристы и те же главные актеры, только вместо BEM, сейчас ANRE. Что это кража, сами посудите: Станция Кучурган продает электричество по 2 цента за 1 кВт. В «Union Fenosa» электричество доходит по 6,95 центов, дороже на 2,5 раз, чем у производителя. Почему? Потому что до «Union Fenosa» есть и другие посредники. Всем ясно, кому это выгодно и кто питается благодаря этому «бизнесу» через посредников — мафия, находящееся у власти.
Александра Кан, председатель Патронатной ассоциации APIUS
Мне очень сложно понять о чем думали те, кто решился на эти повышения во время кризиса. 37% с одного удара – это чересчур. Я не помню, чтобы после 90-х гг. у нас были такие масштабные повышения. Применение этих тарифов означало бы запланированное обеднение населения. Я думаю, что у нового правительства не будет мужества оставить в силу эти тарифы. В противном случае люди не смогут справиться с повышением цен, а правительство не сможет справиться с народным восстанием.