Российские эксперты признают, что Москва последними действиями всерьез испугала своих соседей.
Российские чиновники и государственные медиа отреагировали на подписание Грузией, Молдовой и Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом с раздражением – практически все официальные российские комментарии были негативными.
Президент России Владимир Путин лишь косвенно упомянул события в Украине при вручении в Кремле верительных грамот: «Попытки навязать украинскому народу искусственный выбор между Европой и Россией подтолкнули общество к расколу и болезненному внутреннему противостоянию».
Однако его пресс-секретарь Дмитрий Песков в интервью российскому государственному телевидению отреагировал именно на соглашение соседей России с Евросоюзом: «В случае начала реализации экономического соглашения об ассоциации Украины с ЕС России, возможно, потребуется принять ряд мер, направленных именно на защиту нашей экономики».
Кремль, как дал понять Песков, раздосадован тем, что заключительнаястадия переговоров о подписании соглашения между Евросоюзом и Украиной велась без участия России, а с Москвой договаривающиеся стороны намерены контактировать по этому поводу позже: «Можно выразить сожаление, что речь именно идет о контактах, а не о переговорах, потому что это будут контакты постфактум, а переговоры могли бы вестись на более ранней стадии, когда заранее обговаривались возможные последствия подписания такого документа».
Полным скепсиса было и заявление заместителя министра иностранных дел России Василия Небензи: «В Киеве утверждают, что Украина сможет быть участником соглашений о свободной торговле как с СНГ, так и с ЕС. Очевидно, что одновременно выполнить указанные в двух документах условия невозможно, и это подтверждают и в Брюсселе», – сказал высокопоставленный дипломат агентству «Интерфакс».
Василий Небензя также упомянул возможность защитных мер со стороны России в экономике, подчеркнув, что эти меры не будут являться санкциями в отношении Украины.
В официальном сообщении МИДа России было высказано неудовольствие тем, что Россия оставлена в стороне от обсуждения договоренностей Киева и Брюсселя: «Не вселяют оптимизма… результаты только что завершившихся российско-еэсовских консультаций на уровне экспертов, в ходе которых представители Евросоюза заявили, что отмена Россией преференциального режима в отношении Украины будет автоматически означать отсутствие дальнейшей необходимости для каких-либо трехсторонних контактов на эту тему.
Хотели бы подчеркнуть, что российская сторона самым серьезным образом готовится к трехсторонним консультациям по Соглашению об ассоциации Украины и ЕС на уровне министров, которые предполагается провести в середине июля».
Дальше всех в раздраженных комментариях пошел советник президента России Сергей Глазьев, заявивший в интервью Би-Би-Си, что президент Украины Петр Порошенко является нацистом, а договор Украины с Евросоюзом нелегитимен, поскольку, по мнению Сергея Глазьева, сам нынешний украинский лидер не обладает достаточной легитимностью.
Дмитрию Пескову пришлось сделать по поводу интервью Глазьева Би-Би-Си официальное заявление, в котором говорилось, что точка зрения известного экономиста-консерватора не разделяется Кремлем.
Федор Лукьянов: это окончательный отход от ориентирования на Москву
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что всерьез после подписания соглашения Евросоюза об ассоциации с Украиной, Молдовой и Грузией ничего не изменится: «Если брать чисто содержательную часть, отвлечься от политического фона, который создался, и посмотреть на документ стерильно, то, по большому счету, это никому ничего не дает.
Это такая символическая вещь, которая обозначает институциональную принадлежность, причастность стран «Восточного партнерства» к Европейскому Союзу без каких-либо обязательств».
В интервью «Голосу Америки» Федор Лукьянов признал, что Москва подписанное тремя постсоветскими странами и Брюсселем соглашение рассматривает во многом как политическую угрозу: «Конечно, это рассматривается Россией (особенно в случае с Украиной) как окончательный отход от ориентирования на Москву, в том смысле, что они готовы перейти в нормативную базу, которая не наша, а другая».
По мнению политолога, Россия в результате усиления своего давления на постсоветские страны добилась обратного результата: «То, что по результату произошло то, чего вроде бы хотелось избежать – это не является успехом политики, что тут говорить. Все, что происходит с Украиной – это провал всей российской линии не последних даже лет, а всего периода. Осуществляется то, против чего, собственно, боролись».
Теперь, полагает Федор Лукьянов, у Кремля есть два возможных пути в отношении Украины: «Россия, конечно, либо должна сейчас окончательно идти ва-банк и пытаться додавить Украину совсем, доведя ее до экономического развала, что, в принципе, наверное, возможно, но имеет большие издержки и в другую сторону, либо уже надо махнуть рукой и пытаться адаптироваться».
Руслан Гринберг: Россия смирилась с уходом Украины на Запад
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг в интервью «Голосу Америки» заявил, что в плане институциональных реформ и свободы торговли соглашение Украины, Грузии и Молдовы с ЕС можно оценивать позитивно.
«Странам, добившимся ассоциированного членства, это облегчает вывоз товаров в Европейский Союз. Это большая удача. Конечно, потенциал надо развивать, поскольку, с точки зрения, привлекательности для западноевропейского потребителя, есть много проблем. Но это все равно хорошо для предприимчивых молодых людей, бизнесменов – найти свою нишу без всякой опасности ограничительного протекционизма со стороны так называемой старой Европы», – сказал Гринберг.
По мнению экономиста, «для Украины, конечно, здесь возникают проблемы: надо будет договариваться в этом треугольнике «Россия-Запад-Украина».
Однако Руслан Гринберг говорит, что проблемы для российской экономики, возникающие после ассоциации Украины с ЕС, явно преувеличены.
«У нас обычно боятся, что раз Украина подпишет соглашение об ассоциации, то, стало быть, рушатся наши связи – связи в машиностроении, судостроении, атомной энергетике. Но на самом деле, я думаю, что это неправильно. Если бы речь шла о вступлении в таможенное пространство Европейского Союза, то тогда нужно было бы выбирать. А поскольку речь лишь о зоне свободной торговли – это, в общем, мало к чему обязывает», – отмечает эксперт.
Директор института экономики РАН говорит, что разрыв былых связей Москвы и Киева теперь выглядит окончательным: «Конфронтация очень мощная. У атмосферы большого недоверия, конечно, могут быть разные последствия. Я думаю, что Россия смирилась с тем, что Украина уходит на Запад, независимо от того, будет ей там хорошо или плохо. Это – факт».