Тотальное обнищание населения
Предварительные расчеты показывают, что на первом этапе подорожания электроэнергии потребители должны будут платить дополнительно, по крайней мере 1,25 миллиарда леев; увеличение тарифа на природный газ вынудит частных и корпоративных потребителей выложить из карманов 450,0 миллионов леев, принимая во внимание ежегодное потребление натурального газа более 1,55 миллиардов м³. Сумма, полученная впоследствии этих подорожаний, на втором этапе будет, по крайней мере, в 2 раза больше. После первого этапа подорожаний существует риск массивной девальвации национальной валюты, что может вызвать другую цепь подорожаний. Повышение цен на энергоносители вызовет увольнения на ряде предприятий, поскольку снизится объем продаж, и, следовательно, снизятся объемы производства.
На мировом рынке нефть за последние годы упала в цене на 50-65%, топливо на рынке ЕС перенесло резкое падение в цене от 20 до 30%, газ претерпел снижение от 460 долларов США для Молдовы до 260 долларов США, что составляет 57%.
Таким образом, не было и нет никаких причин для повышения цен на природный газ. Наоборот, она обязательно должна быть снижена по крайней мере на 25-30% для всех категорий потребителей, в том числе экономических агентов. Последствия повышения цен на электроэнергию и природный газ лягут тяжким грузом на население. По эконометрическим моделям, повышение цен на энергоресурсы, поставляемые потребителям, на 1%, как следствие, вызывает цепь увеличения стоимости всех товаров и услуг. В результате, потребители должны будут платить, по крайней мере, в 3 раза больше за произведенное повышение:
1. Тарифы на газ и электроэнергию будут оплачены частными потребителями.
2. Новые подорожания вызовут увеличение тарифа на отопление, как минимум на 35-45%, в зависимости от географического расположения и технологического уровня его производства. В то же время, это вызовет увеличение тарифа на горячую воду, по меньшей мере, на 30-35%, увеличение потребления питьевой воды, подаваемой в каждую квартиру и каждую фирму, по крайней мере, на 25-30%, и все это будут оплачивать потребители коммунальных услуг.
3. Молдавские производители товаров и услуг поднимут цены на отечественную продукцию, соразмерно повышению тарифов на электроэнергию и природный газ, что приведет к увеличению налогов на эти товары и услуги. Соответственно, цены производителей на отечественные товары и услуги могут вырасти с 15% до 50%, в зависимости от категории продукта и услуги, для производства которых потребляется больше или меньше электроэнергии или природного газа.
Схема подорожания электроэнергии, природного газа и других видов энергоносителей была запущена еще несколько лет назад и представляет собой спектакль, срежисированный из-за кулис лицами, случайно пришедшими к власти в 2009 году, после переворота 7 апреля. Было запланировано, вплоть до мельчайших деталей, чтобы после кражи века в ноябре 2014 года была вызвана массовая девальвация лея, дабы этим мотивировать удержание цен на топливо и другие импортные товары, в то время как наблюдается массивное падение цен на них на международных рынках.
Сегодня не было бы никаких оснований для повышения тарифов на электроэнергию, природный газ и топливо, в случае если были государственное управление на правительственном уровне осуществлялось должным образом. Но как только оно оказалось в руках некомпетентных и подозрительных лиц, они стали использовать процессы государственного управления для удовлетворения своих личных желаний по обогащению себя и своих близких.
Опасные социальные последствия
Подорожания могут вызвать социальные волнения непредсказуемых масштабов. Если правители не понимают угрозу для молдавского государства, позвольте мне объяснить им. Граждане были ограблены уже несколько раз с момента объявления независимости. Последнее ограбление не может быть прощено, и результатом кражи, по меньшей мере 30 миллиардов леев из банковской системы, являются все эти подорожания, обеднение населения и выброс людей в бездну неопределенности, хаоса, глубокой и тотальной нищеты.
Все события и действия, происходящие в течение последних двух лет, подтверждают тезис о том, что Молдова является государством, потерпевшим фиаско. Управители не осознают, что социальные волнения могут поднять их на вилы из их кресел, в которых они пребывают: в Правительстве, Парламенте, Президентуре и остальных структурах и учреждениях, ответственных за правосудие, экономику и социальную защиту. Это будет плодом всех явлений и процессов за последние 15 лет. Впоследствии, это государство, Республика Молдова, сможет вернуться к нормальному функционированию как государство минимум через 20-25 лет, но существует лишь незначительное число признаков, подтверждающих, что это возможно.
Георге Костандаки