Материал Hromadske
После освобождения Херсона Вооруженные силы не стали брать оперативную паузу, а сразу продолжили наступление. Командование нацелилось на Кинбурнский полуостров. Почему этот участок суши важен и как его могут освободить — разбиралось hromadske.
Операция на Кинбурне развивается
По сети разлетелось несколько видео с украинскими бойцами, которые на скоростных лодках форсируют Днепр. Видеофрагменты сняты в разные дни и в разное время суток: ночью, на рассвете, днем.
Так, на одном видео, опубликованном одним из бойцов в своем TikTok 15 ноября, видно, что вместе с военными на Левобережье опрокидывают и внедорожник.
@vanyavani4ka Не хто крім нас ✊🏽🇺🇦 #всебудеукраїна #українапонадусе #побратим #славаукраїні #война #врек ♬ оригинальный звук – Vanya
Такие кадры свидетельствуют о том, что эта операция — не единичный забег на оккупированную территорию. Так что можно говорить об определенном накоплении сил на полуострове, считает полковник запаса, член экспертного совета ЦИАКР Иван Якубец.
О первых успехах наших военных на Левобережье рассказал советник главы Офиса президента Алексей Арестович. По его словам, на Кинбурнской косе были уничтожены российская артиллерия, а также силы радиоэлектронной борьбы и охранявшие их десантники. На следующий день, 15 октября, спикер ОК «Юг» Наталья Гуменюк сообщила, что операция на Кинбурне имеет развитие.
И хотя представители власти пока не дают информации о том, освобожден полуостров или нет, на картах, публикуемых британским Министерством обороны, значительная его часть уже деоккупирована.
Кинбурнский плацдарм
Кинбурнский полуостров имеет форму крючка в Днепровско-Бугском лимане. Его длина — около 40 километров, ширина варьируется от 4 до 12 километров. Кинбурнская коса — это узкий изогнутый хвост суши длиной примерно 8 километров на западном конце полуострова. Полуостров плоский и песчаный, на нем много озер, солончаков и болот. Частично его территория покрыта лесом.
Ценность полуострова для россиян состоит в его географическом расположении. Это своеобразный плацдарм для вражеских атак. Ширина пролива между косой и северным берегом составляет всего 4 км. Поэтому захватчики использовали сушу в качестве позиции для ударов из «Градов» по Очакову.
Кроме того, россияне могут запускать с полуострова свои БПЛА как разведывательные, так и дроны-камикадзе. А еще с него можно контролировать сам лиман и устье Южного Буга, то есть водный путь в Херсонскую и Николаевскую области.
Важно и то, что остров является самой западной точкой материка, которой Россия достигла за время своего вторжения в Украину. Дистанция между ним и Одессой составляет всего 60 километров.
«Это стратегический пункт, с которого можно контролировать почти всю акваторию», — говорит военный эксперт Дмитрий Снегирев.
Зашли в тыл врага
Вооруженные силы Украины стремятся помешать захватчикам использовать полуостров как огневую базу.
«Чтобы враг не оказал влияние на инфраструктуру украинских портов, которые размещены в зоне поражения даже ствольной артиллерии», — считает военный эксперт Дмитрий Снегирев.
Россияне, вероятно, не были готовы к такой десантной операции. Об этом свидетельствует спутниковый снимок, который опубликовал журналист «Схем» Георгий Шабаев. На изображении видно, как россияне построили свои фортификационные сооружения на перешейке полуострова. Брустверы направлены в сторону Херсона.
То есть оккупанты ожидали, что ВСУ будут двигаться по левобережью от областного центра. Но украинские военные высадились во вражеском тылу, на западной части полуострова.
«Когда идет наступление с тыла или с фланга, такая крепость становится менее эффективной. Из-за ландшафта этой местности масштабные боевые действия там проводить невозможно. Поэтому они плохо подготовились, и ВСУ это сейчас используют», — рассказывает полковник запаса, член экспертного совета ЦИАКР Иван Якубец.
Наши военные на полуострове разделены на мобильные группы и выполняют задачи по корректировке артиллерийского огня, говорит полковник запаса ВСУ Роман Свитан. По его словам, эта местность идеальна для работы диверсионно-разведывательных групп. А сами россияне плохо ориентируются на территории.
«Там все видно как на ладони, поэтому если есть корректировщик, накрыть любую точку очень легко. Россияне не успевают даже ничего понять. Поэтому после того, как по враждебным позициям отработает артиллерия, их можно брать в плен», — объясняет Свитан.
Он добавляет, что корректировать артиллеристов с помощью беспилотников получается далеко не всегда, поскольку противник использует системы радиоэлектронной борьбы, которые выводят из строя летательные аппараты. А после Кинбурнского полуострова украинские разведчики могут продвигаться дальше в тыл врага, в частности к востоку — к Голой Пристани и Алешкам.
В то же время, появляются сообщения о том, как наша артиллерия продолжает насыпать врагу. 16 ноября в ОК «Юг» в очередной раз сообщили об успешном выполнении огневых задач на левом берегу Днепра. Тогда украинские защитники убили 17 российских оккупантов, уничтожили и повредили 15 единиц автобронетехники, две самоходные артиллерийские установки и разведывательный беспилотный летательный аппарат «Орлан-10».
«Подточить» оборону россиян
Эксперты соглашаются, что закрепиться украинским войскам на полуострове будет крайне тяжело, ведь он так же легко простреливается и вражеской артиллерией.
«Там грунтовые воды очень высоко, поэтому нельзя глубоко окопаться. Перебросить туда тяжелую артиллерию, танки, боевые машины пехоты или HIMARS — невозможно. У нас нет соответствующих средств и там негодящая местность», — объясняет полковник запаса, член экспертного совета ЦИАКР Иван Якубец.
Поэтому масштабного наступления по этому направлению ожидать не следует. Однако Якубец отмечает, что Вооруженные силы используют полуостров в качестве плацдарма для «подтачивания» обороны и истощения сил армии России.