Материал Hromdaske
Приказ российского командования отступить из Херсона в западных медиа называют одной из самых больших неудач России в войне. Ведь это единственный областной центр, который удалось захватить оккупантам после полномасштабного вторжения.
Регион важен для Путина, поскольку он мог продавать его российскому обществу как успех так называемой специальной военной операции. Однако глава кремля теряет и эту единственную победу. Все благодаря усилиям украинских защитников и защитниц. Почему россияне бегут из Херсона — в материале hromadske.
Оккупанты докладывают, что покидают правобережье Днепра в ближайшее время. Как заявил командующий войсками России в Украине сергей суровикин, захватчики должны занять подготовленные рубежи уже на левом берегу.
Российское командование еще в конце сентября стремилось вывести войска с правобережья Херсонской области. Однако тогда, по информации New York Times, Путин, лично занимающийся стратегическим планированием, эту просьбу отклонил, оставив свои подразделения в ловушке.
«Правобережье — это огневой мешок. Как мышеловка, в которую входят вражеские войска. Чем дольше они там находятся, тем больше обескровливается российская армия», — отмечает в беседе с hromadske полковником запаса Роман Свитан.
По классике ведения войны, побеждает тот, кто лучше наладит свою логистику и уничтожит пути снабжения врага. ВСУ контролируют и периодически обстреливают мосты и переправы через Днепр, чтобы не позволить войскам России пополнять неустанно сокращающиеся запасы боевой техники и боеприпасов. Такой огневой контроль установили еще в середине лета, когда начались поставки высокоточных и дальнобойных систем залпового огня HIMARS.
Украинские артиллеристы достают врага даже на левом берегу. Несколько дней назад в ОК «Юг» сообщили об уничтожении около 20 единиц вражеской техники в городе Голая Пристань.
Подавив вражескую ПВО с помощью американских противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, ВСУ обезопасили работу своих беспилотников, наводящих артиллерию или РСЗО на цели. Открылись новые воздушные коридоры для работы штурмовой авиации.
«Учитывая статистику Генштаба ВСУ, поражает активность украинской штурмовой авиации именно на Херсонском направлении. До 15 вылетов в день. И соответствующая огневая поддержка со стороны ствольной и реактивной артиллерии (от 200 до 300 огневых задач), а значит и поражений целей в сутки. Такой шквал огня не мог не поставить перед противником вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания на правом берегу Днепра», — рассказывает военный эксперт Дмитрий Снегирев. Он добавляет, что только за последние сутки ВСУ нанесли огневое поражение по 10 пунктам скопления живой силы и техники врага.
Как следствие, еще с сентября сухопутные войска шаг за шагом освобождают юг. За предыдущие сутки, 9 ноября, ВСУ вернули под контроль 12 населенных пунктов. Сегодня украинский флаг подняли в Снегиревке Николаевской области. Город расположен на возвышенности, что позволяет контролировать достаточно большой радиус территории, а также является важной транспортной развязкой.
Бегство или ИПСО?
Информация о том, что российская армия покидает правый берег Херсонской области, появилась еще 20 октября. Тогда журналисты «Схем» опубликовали соответствующие спутниковые снимки, а также видео самих оккупантов, свидетельствующие о перемещении военной техники и личного состава на левый берег.
А 10 ноября международная команда независимых OSINT-расследователей пришла к выводу, что с начала месяца россияне активнее начали работать над отступлением за Днепр. Свои паромные баржи они прикрывают гражданской техникой. Параллельно с этим захватчики уничтожают мосты в Херсонской области, чтобы замедлить продвижение ВСУ. Известно, что они взорвали Дарьевский, Тягинский и Нововасильевский мосты.
Впрочем, пока Генштаб ни опровергает, ни подтверждает отвод российских войск из Херсона, несмотря на соответствующие заявления со стороны командования РФ. А советник главы Офиса президента Михаил Подоляк написал в Twitter, что говорить об отступлении россиян рано.
«Украина не видит признаков того, что Россия покидает Херсон без боя. В городе сохраняется значительная часть российской группировки, в регион стягиваются дополнительные резервы. Украина освобождает территории, опираясь на данные разведки, а не на срежиссированные телевизионные заявления».
Он также добавил, что оккупанты минируют город, в том числе квартиры мирных жителей: «За последние две недели они завозили мобилизованных в Херсон, миновали его, создавали огневые точки — готовили город к очень жесткой войне».
По информации представителя ГУР МО Вадима Скибицкого, в конце октября в городе оставалось от 30 до 50 тысяч оккупантов. Поэтому ВСУ нужно время, чтобы отбить Херсон.
Россияне своими заявлениями могли попытаться провести информационно-психологическую спецоперацию, считает военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий: «Никто не отменял меры стратегической маскировки как один из элементов введения противника в заблуждение. Поэтому наши войска могут попасть в ловушку, если будут спешить. Нет оснований доверять россиянам».
Западные же аналитики из Института изучения войны дают более оптимистический прогноз. Они называют заявление России об отводе войск результатом продуманной кампании ВСУ: «Битва за Херсон еще не завершена, но российские войска вступили в новую фазу, отдавая приоритет организованному отводу своих войск через реку и задержанию украинских войск, а не стремясь полностью остановить украинское контрнаступление».
Аналитики отмечают, что россияне оставляют часть своих войск, чтобы задержать украинские силы и вывести как можно больше подразделений. рф больше не может удерживать свои войска на западном берегу Днепра из-за давления украинских сил, которые бьют по российским путям пополнения запасов, сообщает также Министерство обороны Великобритании со ссылкой на данные собственной разведки. В то же время президент Джо Байден заявил, что США заранее знали об отступлении россиян.
«Лягушачьими прыжками» от Херсона до Крыма
Даже если россияне и оставят свой гарнизон в самом Херсоне, они не смогут удержать город, если его окружат Вооруженные силы, уверен военный эксперт Дмитрий Снегирев. Он отмечает, что ВСУ использует тактику «лягушачьих прыжков», которая предусматривает первоочередное уничтожение всей вражеской инфраструктуры и всех военных объектов в глубине обороны противника. А уже потом — дальнейшее наступление. Такую тактику используют страны НАТО, она минимизирует потери живой силы и техники.
«Отзеркаливается ситуация, когда оккупанты взяли под свой огневой контроль рокадные дороги вблизи Северодонецка и Лисичанска. Тогда гарнизоны этих городов были вынуждены отойти, хотя Лисичанск и мог бы держаться несколько месяцев. Но невозможность проведения ротаций и подвоза БК заставили вывести подразделения. То же будет происходить и в Херсоне», — отмечает Снегирев.
В то же время бывший командующий войсками США в Европе генерал в отставке Бен Ходжес считает, что бои вокруг Херсона будут продолжаться несколько недель, после чего для Вооруженных сил откроются пути для деоккупации левого берега и Крыма: «Как только они начнут применять высокоточное оружие против российских авиабаз и пунктов хранения или материально-технического обеспечения и военно-морских объектов в Крыму, Крым, я думаю, станет непригодным для обороны россиян. И именно поэтому, на мой взгляд, Украина освободит Крым к лету».
Дмитрий Снегирев согласен с этим мнением и добавляет, что в контрбатарейной борьбе на разных берегах Днепра россияне не будут иметь преимущества.
«Во-первых, артиллерия советского или российского производства проигрывает в эффективности западной. Во-вторых, Крымский мост поврежден — это делает невозможным нормальные поставки материально-технического обеспечения группировке российских войск на юге и в Крыму. Заметьте, там на 50% уменьшилась грузоперевозка как для военных, так и для гражданских».
По информации британской разведки, Россия сможет полностью восстановить движение по автомобильному и железнодорожному участкам поврежденного Крымского моста не ранее, чем в сентябре 2023 года.
Впрочем, российский приказ о перемещении войск на левый берег логичен с точки зрения военного дела, считает американский аналитик Макс Бут.
«Восточный берег силам Москвы будет гораздо легче оборонять, потому что для продолжения наступления украинцам придется форсировать реку под обстрелом. Но хотя это решение и вызвано военной необходимостью, все же это унизительное поражение для Путина».
Пропагандисты пытаются оправдать российское руководство
«Для нас жизнь и здоровье российских военнослужащих всегда являются приоритетом», — заявил министр обороны сергей шойгу перед тем, как отдать приказ вывести войска из Херсона.
Потеря Херсона — это фактор, деморализующий россиян, поддерживающих политику кремля. российская пропаганда сейчас пытается сгладить острые углы. Даже вспоминают, как Кутузов сдал Москву французам в 1812 году.
«Пока армия цела, есть надежда с честью окончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна. Это Кутузов. Замените слово “Москва” на слово “Херсон”. Может, станет понятно», — написала пропагандистка маргарита симоньян.
Такие оправдания свидетельствуют о том, что данное решение воспринимается российским обществом негативно. Впрочем, вряд ли оно спровоцирует дестабилизацию или протесты в стране, считает политолог Олег Саакян.
«Это монета в копилку под вывеской “Поражение России в войне”, которая накапливает делегитимизацию путинского режима в будущем. Но сейчас уровень поддержки Путина все еще слишком высок».
Кроме того, накануне пресс-секретарь российского МИДа мария захарова вновь заявила, что Россия готова вести переговоры «с учетом реалий на текущий момент».
«Это свидетельствует о том, что Россия очень заинтересована в переговорах, чтобы выиграть время и перегруппироваться», — считает Саакян.
Впрочем, как неоднократно заявляли украинские власти, переговоры возможны только в случае полного вывода оккупационных войск с украинской территории.