26 октября Казначейство США ввело жесткие санкции против 21 лица и субъектов, вовлеченных в коррупционные действия, «нанесших серьезный ущерб Республике Молдова и ее гражданам». Первыми в списке казначейства фигурируют известные политики и бизнесмены В. Плахотнюк и И. Шор, оба объявленные в международный розыск, а так же Политическая партия «Шор» и другие лица, участвующие в коррупционных действиях, связанных с Плахотнюком и Шором. Санкции Казначейства США, «введенные на международном уровне для Плахотнюка и Шора, проложат им путь в суд», – заявил министр юстиции Серджиу Литвиненко.
Серджиу Мокану, Политическое Движение «Antimafie»
До «шеи» еще не дошло. Плахотнюк (с Шором ситуация другая) может иметь проблемы в любой точке Америки и в любом уголке мира, где действуют американские санкции, но не в Молдове, которая за очень короткое время может стать для него самым безопасным местом. И это из-за судебной системы, которая расслабилась, как никогда. И во времена Воронина, и во времена Плахотнюка судьи и прокуроры по кайней мере боялись идеологии одного, и мафиозного характера другого. А теперь, с этим правительством у них нет никаких проблем. Государство очень слабое. Плахотнюк до сих пор проверял силу реакции нынешней власти. Теперь, после освобождения Дамира из тюрьмы, после проверки Цуцу, который прибыл на границу Республики Молдова и сдался, но находится на свободе, после того, как нотариус Плахотнюка, Бондаренко, экстрадированная из Бельгии, так же находится на свободе, считаю, что Плахотнюк может вернуться в Республику Молдова с минимальными рисками оказаться в тюрьме. Ситуация с Шором сложнее. У Шора есть приговор в первом суде, поэтому я думаю, что он скорее поедет в Россию. Шор возглавляет 5-ю колонну России в Молдове. Плахотнюк очень хорошо знает, каким молдавское правосудие стало после его отъезда из страны, и не боится вернуться домой.
Виолетта Гашицой, адвокат
Тот факт, что граждане Республики Молдова упоминаются в отчетах Государственного Казначейства США, является, прежде всего, большим позором, поскольку все имеют доступ к этим отчетам, а наше присутствие в «черном списке» коррупции означает меньше инвестиций в РМ и в десятки раз больше проверок из-за этой репутации. Эти санкции затрагивают не только упомянутых субъектов, но и всю экономику Республики Молдова. Для борьбы с коррупцией, отмыванием денег, контрабандой и т. д. нужно иметь эффективное и независимое правосудие. Я не думаю, что санкции Казначейства США ускорят расследование крупной коррупции, поскольку все реформы были сосредоточены на экономических, а не на практических аспектах. Несмотря на то, что на реформу юстиции было потрачено много денег, на практике реформы не ощущаются.
Александра Пискунов, примар, Вадул луй Исак, Кагул
Очень хорошо, что американские и европейские институты предпринимают разные шаги ради нас, что принимаются всевозможные решения в отношении большой коррупции и крупных коррумпированных лиц, но я не уверена, однако, что это изменит ситуацию в РМ. Расследования этих уголовных дел длятся годами, а результаты запаздывают. Люди думали, что Шора посадят в тюрьму, но он организовывает протесты, ждут, чтобы Плахотнюка осудили, а он хочет вернуться в политику. Что происходит? Мы – государство? Если «да», то почему законы не работают? Сегодня мы их арестовываем, а завтра отпускаем, арестовываем и снова отпускаем. Они уходят, бегут, мы их разыскиваем. Судьи и прокуроры оставляют слишком много запятых, вместо того, чтобы ставить точки в этих делах.
Оазу Нантой, депутат
Это решение Казначейства США доказывает, что США действительно обеспокоены развитием ситуации вокруг Республики Молдова, тем, как Российская Федерация использует 5-ю колону, прибегая к незаконному финансированию, чтобы взять под свой контроль РМ. Тот факт, что молдавское правосудие так и не добилось окончательного и безвозвратного решения по нескольким преступлениям, совершенным, в том числе, нашими олигархами, которые, по сути, являются организованной преступной группировкой, говорит о том, что правящая ПДС унаследовала нефункциональные, коррумпированные государственные структуры с сильными группировками, практикующими саботаж. Только сейчас мы дошли до pre-vetting, но процесс очень сложный, и это решение Казначейства США является психологической помощью, но не более того. Никто не может заменить государство, которое, я повторяю, в данный момент саботируется организованными преступными группировками.
Подготовил Петру ГРОЗАВУ