Петр Сталбе, ветеран войны: «Сегодня утром я приехал с моим коллегой из Кошницы (Дубоссарский р-н), Анатолием Дикусарем. Я спросил его, почему он не предъявляет ветеранское удостоверение в транспорте. Он ответил, что для него это унизительно. Это как выпрашивать льготы, которые тебе не положены».
Петр Сталбе – ветеран войны на Днестре. Он воевал с первого до последнего дня за территориальную целостность Республики Молдова. Родом он из села Кошница, Дубоссарского района, где проживает по сегодняшний день. Он часто ездит из Дороцкого в Кишинев, потому что его дочь и внуки живут в столице. Он был командиром передовой группы, в его подчинении находились 10 комбатантов. Со слезами на глазах он рассказывает, что «в прошлом году умерли двое его боевых товарищей… У одного из них была ранена нога, откуда и берет истоки преждевременная смерть. Из 250 сражавшихся парней из Кошницы остались около 200. Мало-помалу мы, ветераны, умираем, нас становится все меньше. Мы все устали от выпрашивания прав и, если я не буду бороться, никто больше не станет бороться».
Право на бесплатный проезд на пригородных маршрутах
Он настаивает на борьбе за право, которое ему положено и которым он не может воспользоваться. Речь идет о законном положении, обеспечивающем бесплатный проезд на пригородных маршрутах, предусмотренном в Законе о ветеранах, в котором говорится, что ветераны войны пользуются бесплатным проездом во всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также в железнодорожном или автомобильном транспорте на пригородных маршрутах. По закону, затраты, связанные с предоставлением этих льгот, покрываются работодателями или поставщиками услуг.
Поставщиком услуг по перевозке является ГП «Автовокзалы и автостанции». Вместе с Петром Сталбе мы отправились на вокзал, чтобы приобрести билет на поездку в Кошницу. У окошка ветеран предоставил удостоверение, но оператор сказала ему, что уже около трех лет как не предоставляются бесплатные билеты для этой категории. За дополнительными объяснениями нас перенаправили к Людмиле Неделчевой, сменной начальнице Центрального автовокзала, которая пояснила следующее: «Когда-то мы выпускали билет стоимостью ноль леев, но нас оштрафовали налоговые органы, поскольку было незаконно выдавать такие кассовые чеки. Вокзал является учреждением-посредником между поставщиками услуг, которые представляют собой частные предприятия, и, непосредственно, пассажирами. Мы не могли обязывать частных перевозчиков принимать как должное бесплатные перевозки для отдельных лиц. Чтобы им возмещались расходы, поставщики заполняли список в их путевом листе на проделанную дорогу для пассажиров-бенефициаров бесплатного транспорта. Список представлялся в Министерство финансов в конце месяца. Перевозчики, однако, ничего не получали взамен. Тогда они отказались перевозить ветеранов бесплатно. В июле 2014 года был утвержден Кодекс автомобильного транспорта, который решает эту нефункциональность».
Положения Кодекса автомобильного транспорта
Кодекс автомобильного транспорта предусматривает обязательное условие по приобретению билета или абонемента для поездки в общественном транспорте. Расходы лиц, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, компенсируются учреждением, в котором работает лицо, или компетентными органами социального обеспечения. По словам Людмилы Неделчевой, представительницы Центрального вокзала, Территориальная касса социального страхования должна возвращать ветеранам войны расходы на пригородные поездки. Представительница центрального сектора Территориальной кассы социального страхования отрицает тот факт, что учреждение должно производить социальные выплаты ветеранам, и отправляет в Министерство труда, социальной защиты и семьи.
В ходе трудоемкого поиска учреждения, ответственного за обеспечение льгот, гарантированных ветеранам законом, служащие Министерства труда направили нас в ответственное управление в рамках Кишиневского муниципального совета. По телефону, Евдокия Паранченко, начальница Главного управления социального обеспечения центрального сектора муниципия, заявила: «У нас нет законных положений, предусматривающих возмещение пригородных транспортных расходов ветеранам Управлением социального обеспечения. Ветераны войны получают бесплатные талоны на проезд в страны СНГ, раз в пять лет».
Утверждения начальницы противоречат правовым положениям, предусматривающим, что ветераны имеют право на поездку (туда и обратно) железнодорожным или автомобильным транспортом в страны СНГ раз в год – со снижением стоимости билета на 50%, или на бесплатную поездку раз в два года, а никак не раз в пять лет, как говорит представительница муниципального управления. Относительно компенсации транспортных расходов на пригородных маршрутах, муниципальное управление не предусматривает никакого способа оплаты.
Хотя Закон о ветеранах возлагает расходы по перевозке бенефициаров на руководителей транспортных предприятий, Кодекс автомобильного транспорта гласит, что учреждение, в котором трудится лицо, или компетентный орган социального обеспечения должны возмещать эти расходы.
Не существует механизма для обеспечения применения закона
Ион Коробчану, советник премьер-министра Филипа по проблемам ветеранов войны, утверждает, что трудности, с которыми сталкиваются ветераны в контексте доступа к бесплатному транспорту, обсуждались на Национальном совете по проблемам участников вооруженных конфликтов в январе 2017 года. Сергей Букэтару, заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры, был назначен ответственным за создание рабочей группы, которая представит решения в этой области. Вице-министр Букэтару признает, что, хотя Кодекс предусматривает эти льготы для ветеранов, отсутствует механизм, который бы детализировал – кто, как и когда будет осуществлять эти выплаты: «Вот для чего мы и были созваны, чтобы разработать инициативу, разъясняющую механизм возмещения этих платежей, который мы представим Правительству. И, наконец, механизм будет функционировать в рамках постановления Правительства». На вопрос, почему проблема поднимается так поздно, заместитель министра не стал комментировать бездействие своих предшественников.
Хотя Закон о ветеранах гласит, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое благосостояние и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот, эти положения остаются популистскими. Точнее, бесплатный пригородный транспорт является одной из мер социальной защиты ветеранов. Каковы другие льготы, доступные для ветеранов, и как они обеспечиваются, – вопрос, на который мы попытались найти ответ.
Петр Сталбе вспоминает и то, что у ветеранов есть право на получение преференциального кредита. По его словам, никто не пользуется этим правом, поскольку сталкивается с сильной бюрократией, предоставлением многочисленных документов, и, в конечном счете, оказывается невозможным соответствовать строгости требований. «У нас, также, есть право на бесплатные лекарства, но это только, если не забываешь напомнить медицинским работникам или если настаиваешь на своем праве».
Положения о льготах, предоставляемых ветеранам, распространяются и на семьи участников войны, павших на поле боя или умерших от перенесенных ран. Статус членов семьи принадлежит нетрудоспособным родственникам, получающим пенсию или государственное социальное пособие.
Получатели, у которых нет необходимости перемещаться в пределах государств-членов СНГ, имеют право, по заявлению, на номинальную компенсацию проезда в городском, пригородном и междугороднем транспорте (за исключением такси), предоставляемую по месту жительства органами публичного управления.
На 2016-2020 гг., для ветеранов войны было заказано 950 билетов с 50% скидкой, седовательно, 190 билетов в год, и 400 бесплатных билетов, то есть 80 билетов в год. Все проездные талоны были распространены Министерством труда, социальной защиты и семьи управлениям социального обеспечения для выдачи получателям по заявлению. Эти билеты, однако, попадут менее чем к одному проценту ветеранов войны.
В вооруженном конфликте на Днестре 1991-1992 гг. приняли участие более 30.000 человек. Из них, по данным Министерства обороны, погибли 300 военных и гражданских, и еще 3500 получили ранения.
Кристина КОРНЕСКУ