Это зимой мы будем жить, экономя. Правительство рекомендует нам экономить все: газ, электричество, отопление. Власти учли тот факт, что Россия может прекратить поставку газа в Республику Молдова, и решили обеспечить хозяйства, которые отапливаются от печей, дровами по более низкой цене. Но цены остаются высокими. Подорожал транспорт, увеличиваются очереди у лесничеств, задерживается раздача дров, мэрии не готовы поддержать население. Люди боятся, что не смогут получить дрова до того, как наступят холода. Появляются спекулятивные цены.
Александр Йорга, заместитель мэра Ширець Стрэшенского района
Есть проблемы. Но они не связаны с дровами. Проблема в том, что людей неправильно проинформировали с самого начала. Правительство потребовало, чтобы мэрии собрали заявления людей, чтобы узнать, сколько разрешить вырубать, но часть людей поняла, что мэрия будет раздавать бесплатные дрова для домов. Но процедура другая: Вы едете в лесничество (в нашем случае в Гидигич), оплачиваете, берете квитанцию, транспорт и людей для помощи и идете в лес за дровами. Проблемы есть в случае пожилых людей: у них нет транспорта, и некому помочь им тащить дрова. Я слышал, что некоторые мэрии развозят дрова по домам, но у нас 7000 жителей и нет такой возможности. Мы можем лишь передать информацию. Во-вторых, есть проблемы с квитанцией. Она действует один день. Если Вы оплатили сегодня и не нашли транспорт или что-то еще, завтра она уже будет недействительна. И здесь лесник может Вас понять, но по дороге Вас может поймать полиция… Мы в мэрии собрали около 400 заявлений. Этап подачи заявлений закончился. Мы больше не можем принимать заявления. Но говорят, что в «Молдсилва» можно покупать и без этого. Есть много спекуляций. Некоторые люди продают складометр даже за 1800 леев. Они договариваются с лесниками, платят цену, установленную государством, 700 с чем-то леев, а потом находят людей, которые хотят поскорее получить дрова… и наживаются на чужом горе.
Андрей Коваль, мэр Ниморень Яловенского района
Я думаю, что проблема не в задержке, а в стоимости. Мы с самого начала ошиблись, когда не обсуждали этот вопрос с центральными властями. И теперь все как есть. В сентябре мы передали списки, и нам сказали, что в конце месяца мы узнаем, когда люди смогут пойти за дровами. Также у нас была встреча со всеми мэрами Яловенского района, и мы обсуждали вопрос дров. Были и начальники лесничеств. Нам сказали, что они знают позицию правительства, но им недостает древесной массы, поскольку спрос больше, чем в прошлые годы. Я надеюсь, что в октябре-ноябре мы обеспечим село дровами. Но у каждого человека есть запасы с прошлых лет, так что я не думаю, что мы замерзнем. То, что заплатили 64 миллиона леев, чтобы лесничества не повышали цену на дрова, очень хорошо. Но расходы на транспорт не учли. По крайней мере в тех случаях, когда расстояние от лесничества составляет несколько десятков километров. Если год назад один кубометр, привезенный домой, обходился в 850 леев, то в этом году для этого требуется 1200-1300 леев. Следует пересмотреть распределение мэрий по лесничествам, потому что эти расстояния бьют по карману. В нашем районе 25 мэрий. Некоторые мэрии начали получать дрова, например в Малкоч и в Русештий Ной. Но не все в одинаковом положении.
Сильвия Штербец, мэр Вэлень Кагульского района
То, что Россия может не дать нам газ, это проблема. Но больше для городов. Для села это скорее вопрос, связанный с комфортом. В Лунка Прутулуй люди и до сих пор обогревались с помощью дров. В отличие от газа, дрова создают атмосферу. У нас в Вэлень есть люди, которые еще весной приготовили запасы на зиму. С правительственной программой тоже нет проблем. Люди написали заявления, были составлены списки, и мы передали их в лесничество. В понедельник Слобозия Маре (расстояние – 5 км) уже получила первое уведомление для первых 12 семей. Мне кажется, что иногда люди преувеличивают проблему дров. Я не исключаю, что ситуация не везде одинаковая. Но мы переживем зиму. Только бы не было войны.
Петру ГРОЗАВУ