Правительство Филипа делает новые обещания: в мае будет введена новая система оплаты труда. Предварительный проект постановления, разработанный Министерством труда, социальной защиты и семьи, предполагает увеличение минимальной заработной платы на 13,3%. По мнению многих экспертов в данной области, результаты этой реформы будут минимальными, как и пенсионной системы, вступившей в силу в начале апреля, и которая не изменила нищенское существование населения пенсионного возраста.
Федор Гелич, Ассоциация «Моя Молдова»
В условиях Республики Молдова, когда цены и тарифы растут, как грибы после дождя, а сливки снимают только правящие олигархические кланы, 13% увеличение минимальной заработной платы смехотворно. Повторяется случай с пенсиями. Моя жена, чья пенсия 900 леев, получает с 1 апреля на 70 леев больше, а мама одного моего коллеги имеет на 100 леев меньше, 1500 вместо 1600 леев. И такая ситуация по всей республике. Это не реформы. 13% для зарплаты в 1000 или 2000 леев, это издевательство. Нынешняя власть, которая скомпрометировалась со всеми грабежами и воровством, пытается реабилитировать так называемые реформы пенсий и зарплат. Это пыль в глаза. Нас убивает воровство и бедность.
Дмитрий Иванов, Федерация профсоюзов образования и науки
Реформы действительны тогда, когда делаются в интересах тех, кого они касаются. В противном случае это игры. С начала года, учителя, при поддержке профсоюзов, вышли несколько раз на улицы и требовали повышения заработной платы. Требовали реального увеличения, не поддельного. Они требовали 50-процентное повышение заработной платы. И продолжают требовать. Мы, на самом деле, не прекратили акции протеста. На 28 апреля намечен Пленум отраслевых профсоюзов, на котором будут решены дальнейшие действия. Решение примут учителя, а мы их поддержим. На сегодняшний день 45% работников образования имеют зарплату от 1000 до 1200 леев. Увеличение на 13% – это не решение для них. Это мизерное увеличение.
Александра Канн, Ассоциация патронатов APIUS
Мало иметь проект постановления. Повышение минимальной заработной платы на 13% мало что изменит в доходах сотрудников, зато может серьезно ударить по частному сектору экономики, в частности по предприятиям, которые платят регулярно налоги государству, в социальный фонд и др., то есть по тем, кто избегает двойной бухгалтерии и зарплат в конвертах. Часть из них может не выдержать при новых условиях, и может обанкротиться, а это будет означать сокращение рабочих мест, безработица. Крупные резервы для реформирования системы оплаты труда нужно искать в теневой экономике (60% из области бизнеса), которая, не исключено, останется нетронутой этим постановлением правительства. Почему? Потому что те, кто действует в теневой экономике, являются либо из правящих кланов, либо близкие к ним. Деньги для реформы заработной платы следует искать в подполье экономики. Здесь скрываются большие резервы, которых не хватает бюджету.
Валентин Крылов, политический комментатор
Если это реформа, тогда правительство должно объяснить, на чем она основана и резервы, из которых будет сделано это увеличение минимальной заработной платы, в противном случае это профанация управления. Я не думаю, что частный сектор готов к этому. Для бюджетного сектора, если средства были предусмотрены в бюджете, будет проще. Более того, я не думаю, что это решение устранит «проблему конвертов». По некоторым данным, 80% работников в экономике получают зарплату в конверте. Есть множество вопросов, которые должны быть обсуждены заранее с патронатами, профсоюзами, гражданским обществом, с экспертами в этой области, если есть желание проводить реформы. Но если все сводится к политическому пиару, тогда другое дело. И я думаю, что именно этого добиваются власти. Как и в случае с пенсиями. Это проекты избирательного характера. У нас выборы в 2018 году, и правительство старается создать иллюзию, что оно заботится о благополучии граждан.